Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на лицевой счет бюджетного учреждения (заказчик) поступили гарантийные обязательства в счет исполнения контракта. Какие корреспонденции счетов следует отразить в учете? Какие коды бюджетной классификации следует отражать в 1-18 и 24-26 разрядах применяемых счетов?

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на лицевой счет бюджетного учреждения (заказчик) поступили гарантийные обязательства в счет исполнения контракта. Какие корреспонденции счетов следует отразить в учете? Какие коды бюджетной классификации следует отражать в 1-18 и 24-26 разрядах применяемых счетов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступление суммы обеспечения гарантийных обязательств в счет исполнения государственного (муниципального) контракта следует отражать по дебету счета 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" и кредиту счета 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение", с применением КФО 3.

Обоснование вывода:
Для отражения сумм обеспечения гарантийных обязательств в бухгалтерском учете бюджетного учреждения ключевым моментом является обязанность возврата денежных средств. Согласно п. 267 Инструкции N 157н суммы денежных средств, подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, относятся к средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения. Для учета расчетов, возникающих при поступлении в учреждения госсектора таких средств, применяется счет 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (смотрите также письмо Минфина России от 10.09.2013 N 02-07-10/37335). По общему правилу средства, поступающие во временное распоряжение, отражаются по коду вида деятельности "3" (п. 21 Инструкции N 157н).
В свою очередь, операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражаются по дебету счета 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" (п. 135 Инструкции N 174н).
Согласно положениям абзаца девятого и семнадцатого п. 2.1. Инструкции 174н по счетам аналитического учета счетов 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения", 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули. В 18 разряде отражается код финансового обеспечения - 3, а в 24-26 разрядах соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- при поступлении денежных средств на лицевой счет в 24-26 разрядах счета 201 11 отражается статья 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ, а при выбытии статья 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (пп. 13.1, 14.1 Порядка N 209н);
- относительно формирования счета 304 01, то в 24-26 разрядах следует отражать детализацию для кодов 730, 830 исходя из статуса контрагента, от которого поступают средства (пп. 15.3, 16.3 Порядка N 209н).
Напоминаем, что в соответствии с пп. 365, 367 Инструкции N 157н для учета поступлений денежных средств на счета учреждений государственного сектора, а также выбытий денежных средств со счетов предусмотрены соответственно забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств", которые открываются в том числе к счету 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения". Отметим, что положениями Инструкций по организации бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы не предусмотрено формирование по забалансовым счетам 26-значного кода счета, как это установлено для балансовых счетов. В то же время пп. 366, 368. Инструкции N 157н установлено, что аналитический учет по счетам 17, 18 ведется в разрезе счетов (лицевых счетов), кодов классификации доходов бюджетов, кодов финансового обеспечения, кодов классификации операций сектора государственного управления, видов валют. При этом ведение дополнительных аналитических кодов в номерах рассматриваемых забалансовых счетов, как правило, осуществляется аналогично разрядам номеров балансовых счетов, к которым они открываются, это обусловлено требованиями Инструкции N 33н, в соответствии с положениями которой бюджетное учреждение составляет и представляет бухгалтерскую отчетность. Так, например, в Отчете (ф. 0503737) показатели на забалансовых счетах 17 и 18 отражаются в соответствии с аналитическими кодами поступлений и выбытий (кодов видов доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов). Исключение составляют операции со средствами во временном распоряжении, так как положениями абзаца девятого п. 2.1 Инструкции N 174н предусмотрено в 1-17 разрядах номера счета 201 11 отражать нули. То есть при поступлении (выбытии) денежных средств во временное распоряжение по забалансовым счетам 17 (18) также могут быть отражены нули (смотрите, например, приложение N 1 к письму Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177).
Вместе с тем аналитический учет на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств" бюджетному учреждению необходимо организовать таким образом, чтобы из полученных по этим счетам данных можно было правильно сформировать показатели бухгалтерской отчетности. В этих целях в качестве аналитических разрезов к счетам 17 и 18 всегда должны быть использованы коды КОСГУ, а также в целях корректного формирования отчетности в разрезе КФО - коды вида финансового обеспечения (деятельности) (смотрите, в частности, пп. 14, 34 Инструкции N 33н).
Таким образом, на основании п. 135 Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно оформить следующей корреспонденцией счетов:
Дебет 0000 0000000000 000 3 201 11 510 Кредит 0000 0000000000 000 3 304 01 73Х,
увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 3 201 11 000 (КОСГУ 510)
- отражено поступление денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

2 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.