Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение во исполнение поручения Правительства РФ по вопросу сохранения в государственной собственности учебно-опытных хозяйств в сфере сельского хозяйства из казны приняло имущество учебного хозяйства (материальные запасы: семенное зерно, яблоки, молоко). Материальные запасы были приняты к учету по коду финансового обеспечения 4 на счет 105 36 346. Фактически это готовая продукция, предназначенная для перепродажи. Сейчас планируется реализация данных материальных ценностей физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям бюджетной сферы (другая подведомственность, другой уровень бюджета). Можно ли реализовать материальные ценности, учитываемые по КФО 4? Какими корреспонденциями счетов отразить реализацию?

Бюджетное учреждение во исполнение поручения Правительства РФ по вопросу сохранения в государственной собственности учебно-опытных хозяйств в сфере сельского хозяйства из казны приняло имущество учебного хозяйства (материальные запасы: семенное зерно, яблоки, молоко). Материальные запасы были приняты к учету по коду финансового обеспечения 4 на счет 105 36 346. Фактически это готовая продукция, предназначенная для перепродажи. Сейчас планируется реализация данных материальных ценностей физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям бюджетной сферы (другая подведомственность, другой уровень бюджета). Можно ли реализовать материальные ценности, учитываемые по КФО 4? Какими корреспонденциями счетов отразить реализацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о реализации материальных запасов, учитываемых по КФО 4 в качестве иного движимого имущества, если данное решение не противоречит уставным целям и задачам учреждения. При этом перевод данных материальных ценностей с КФО 4 на КФО 2 не осуществляется.
Реализация материальных ценностей в момент их передачи покупателям отражается в корреспонденции со счетом 4 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
При продаже материальных запасов не в пользу организаций бюджетной сферы бюджетному учреждению необходимо отразить в учете операции по переоценке реализуемых объектов до их справедливой стоимости с применением счета 0 401 10 176.
Доходы от реализации материальных запасов начисляются по КФО 2. Финансовый результат от реализации материальных запасов для целей бухгалтерского учета формируется с применением подстатьи 172 "Доходы от выбытия активов" КОСГУ, кассовое поступление доходов отражается с применением аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии бюджетным учреждениям предусматриваются на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя. На финансовое обеспечение приносящей доход деятельности субсидии не рассчитаны. Поэтому ни бюджетное законодательство, ни методология бухгалтерского учета не предполагают перевод активов с КФО 4 на иные виды деятельности (смотрите также письмо Минфина России от 13.09.2012 N 02-06-10/3694).
Имущество федерального бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности Российской Федерации (ст. 214, 296 ГК РФ). Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения, а также имущество, приобретенное таким учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном действующим законодательством для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Иным движимым имуществом (при отсутствии закрепленной иными нормативными и локальными актами учреждения обязанности согласования сделок по распоряжению таким имуществом с уполномоченными органами), находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Особенности согласования списания федерального имущества установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834). Согласно подп. "ж" п. 4 Положения N 834 решение о списании федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, принимается учреждениями самостоятельно.
При этом денежные средства, в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").
Таким образом, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о наиболее эффективном способе использования материальных ценностей (семенного зерна, яблок, молока) с соблюдением норм действующего законодательства, а также при соответствии уставным целям и задачам. Если должностными лицами учреждения принято обоснованное решение об их реализации, то перевод данных материальных ценностей с КФО 4 на КФО 2 не осуществляется.
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ) и расходуются на цели бюджетного учреждения согласно плану финансово-хозяйственной деятельности.
Исключение составляют только доходы от реализации недвижимого имущества: согласно требованиям ст. 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета.
Реализация материальных запасов отражается корреспонденциями счетов в соответствии с п. 37 Инструкции N 174н. Доходы от его реализации учитываются на счете 205 74 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" (п. 93 Инструкции N 174н).
В соответствии с прямой нормой п. 12.2.4 Порядка N 85н доходы от реализации материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка N 209н, смотрите также письмо Минфина России от 17.06.2019 N 02-08-10/43765).
Согласно п. 28 Инструкции N 157н, п. 29 Стандарта "Запасы" материальные запасы, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости. Справедливая стоимость в этом случае определяется методом рыночных цен (п. 29 Стандарта "Запасы").
Переоценка материальных запасов до справедливой стоимости в результате отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы может быть отражена по аналогии с переоценкой объектов основных средств (п. 13 Инструкции N 174н) в корреспонденции со счетом 401 10 176 "Доходы текущего года от оценки активов и обязательств".
Согласно п. 37 Инструкции N 174н реализация материальных запасов, за исключением готовой продукции, товаров, отражается на основании товарно-сопроводительных документов, иных первичных учетных документов на реализацию материальных ценностей по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы".
Таким образом в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 10 176 Кредит 4 105 36 346
- отражена переоценка до справедливой стоимости имущества, предназначенного для продажи физическими лицам и ИП (в сторону уменьшения)
или
Дебет 4 105 36 346 Кредит 4 401 10 176
- отражена переоценка до справедливой стоимости имущества, предназначенного для продажи физическими лицам и ИП (в сторону увеличения);
2. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172
- начислен доход от реализации материальных ценностей на основании заключенного договора;
3. Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 36 446
- отражено выбытие материальных запасов при их реализации;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- отражено поступление денежных средств за реализованные материальные запасы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

5 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.