Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В результате проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, в учете казенного учреждения выявлена ошибка, связанная с недоплатой заработной платы (материальной помощи) за прошлый год. Сотрудник, по вине которого образовалась недоплата заработной платы за прошлый год, готов добровольно компенсировать сумму недоплаты. Как в бюджетном учете учреждения отразить операции по восстановлению кредиторской задолженности в размере своевременно не выплаченной заработной платы за прошлый год и поступление средств от виновного лица?

В результате проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, в учете казенного учреждения выявлена ошибка, связанная с недоплатой заработной платы (материальной помощи) за прошлый год. Сотрудник, по вине которого образовалась недоплата заработной платы за прошлый год, готов добровольно компенсировать сумму недоплаты. Как в бюджетном учете учреждения отразить операции по восстановлению кредиторской задолженности в размере своевременно не выплаченной заработной платы за прошлый год и поступление средств от виновного лица?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации операции текущего года по корректировке расчетов по заработной плате за прошлый год могут быть отражены с применением специальных счетов 0 401 26 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям", 0 304 66 000 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям".
Доходы в виде сумм, внесенных виновным лицом, по нашему мнению, могут рассматриваться не в качестве доходов от возмещения ущерба, так как по сути ущерба нет, а в качестве пожертвований. Окончательное решение о классификации таких доходов может быть принято по согласованию с финансовым органом публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Недоплата заработной платы может быть результатом счетной ошибки или, например, следствием невключения в расчет положенных надбавок. В любом случае недоплаты заработной платы следует провести перерасчет. Это обусловлено требованиями трудового законодательства.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы является одним из основных прав работника. В свою очередь, одной из основных обязанностей работодателя является обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, в случае, когда обнаружена ошибка, повлекшая начисление заработной платы в меньшем размере, работник имеет право потребовать доначисления и выплаты всей невыплаченной ему суммы, а работодатель обязан удовлетворить это требование.
Основанием для перерасчета является в зависимости от ситуации либо приказ руководителя учреждения, либо акт проверки, либо судебное решение.
В бюджетном учете казенного учреждения должны найти отражение:
- кредиторская задолженность в размере своевременно не выплаченной заработной платы, выплата которой производится по согласованию с ГРБС и финансовым органом за счет ЛБО текущего года или за счет дополнительно выделенных лимитов;
- кредиторская задолженность по уплате страховых взносов с невыплаченной заработной платы (также за счет ЛБО текущего года или за счет дополнительно выделенных лимитов);
- дебиторская задолженность виновного в недоплате сотрудника (денежные средства подлежат зачислению на лицевой счет администратора доходов бюджета в общеустановленном порядке).
В рассматриваемой ситуации в учете казенного учреждения допущена ошибка вследствие начисления работнику заработной платы (материальной помощи) за прошлый год не в полном объеме. Ошибка была выявлена по результатам проверки Контрольно-счетной палатой в текущем году. В такой ситуации можно вести речь об ошибках прошлых лет и их исправлении.
Исправление ошибок прошлых лет осуществляется в зависимости от периода ее обнаружения дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом выявленных ошибок (п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480 (далее - Методические рекомендации)).
Данные операции обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре, но в отчетности за 2020 год не отражаются, а корректируются входящие остатки на начало 2021 года (в межотчетном периоде) (п. 1.7 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005).
В настоящее время Инструкция N 157н предусматривает несколько специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет. Примеры по исправлению ошибок прошлых лет приведены в п. 17 Методических рекомендаций.
При разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, повлияла ли совершенная ошибка на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, или нет, а также была ли такая ошибка выявлена самостоятельно или в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы. В данной ситуации ошибки выявлены в результате проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, и влияют на финансовый результат прошлых лет в части расходов, поэтому для исправления может использоваться счет 0 401 26 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям". При отражении операций для исправления ошибок прошлых лет, не влияющих на финансовый результат, следует использовать счет 0 304 66 000 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям".
Отметим, что бухгалтерские записи для исправления ошибок прошлых лет инструкциями по бухгалтерскому (бюджетному) учету не предусмотрены. Поэтому казенному учреждению необходимо их согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.
В бюджетном учете казенного учреждения восстановление кредиторской задолженности в размере своевременно не выплаченной заработной платы, а также по уплате страховых взносов с невыплаченной заработной платы может отражаться следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 1 401 26 211 Кредит 1 302 11 737
- отражено восстановление кредиторской задолженности по заработной плате за прошлый год;
2.1 Дебет 1 302 11 837 Кредит 1 304 66 731
2.2 Дебет 1 304 66 831 Кредит 1 303 01 731
- удержан НДФЛ;
3. Дебет 1 401 26 213 Кредит 1 303 ХХ 731
- отражена кредиторская задолженность по уплате страховых взносов за прошлый год.
Кроме того, в данном случае сотрудник, по вине которого образовалась недоплата заработной платы за прошлый год, готов добровольно компенсировать учреждению сумму недоплаты.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации речь идет о погашении кредиторской задолженности, а не о выявлении переплаты, доходы в виде сумм, внесенных виновным лицом, по нашему мнению, не могут рассматриваться в качестве доходов от компенсации затрат. Окончательное решение о классификации таких доходов может быть принято по согласованию с финансовым органом публично-правового образования. На наш взгляд, они могут рассматриваться не в качестве доходов от возмещения ущерба, так как по сути ущерба нет, а в качестве пожертвований.
Казенное учреждение, являясь некоммерческой организацией, вправе получать пожертвования от юридических и физических лиц как в денежной, так и в иных формах. Расходовать наличные денежные средства, полученные от физического лица в качестве пожертвования, казенные учреждения не вправе. Такие средства в силу положений пп. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Поступления от пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических лиц отражаются по статье 150 "Безвозмездные денежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)" КОСГУ (п. 12.1.5 Порядка N 85н, п. 9.5.5 Порядка N 209н).
В бюджетном учете казенного учреждения могут отражаться следующие корреспонденции:
1. Дебет 1 210 02 155 Кредит 1 205 55 667, увеличение 17 (АнКВД 150, КОСГУ 155)
- поступили денежные средства в качестве пожертвования на счет администратора доходов;
2. Дебет 1 205 55 567 Кредит 1 401 10 155
- начислены доходы, полученные от поступления денежных средств в виде пожертвования.
В случае, если средства изначально будут внесены в кассу учреждения, операции могут быть следующие:
1. Дебет 1 201 34 510*(1) Кредит 1 205 55 667
- поступили денежные средства в качестве пожертвования в кассу учреждения;
2. Дебет 1 205 55 567 Кредит 1 401 10 155
- начислены доходы, полученные от поступления денежных средств в виде пожертвования;
3. Дебет 1 210 03 561*(1) Кредит 1 201 34 610*(1)
- наличные денежные средства внесены на счет, предназначенный для выдачи наличных денег бюджетополучателям, с указанием реквизитов счета администратора доходов;
4. Дебет 1 210 02 155 Кредит 1 210 03 661*(1)
- зачисление средств на лицевой счет администратора доходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

28 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (пп. 365, 367 Инструкции N 157н).