Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какой КФО применяется для средств, подлежащих учету на лицевом счете 71, в бухгалтерском учете федерального учреждения, которому предоставлен грант в форме субсидии по п. 4 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашения, заключенного учреждением с органом-учредителем?

Какой КФО применяется для средств, подлежащих учету на лицевом счете 71, в бухгалтерском учете федерального учреждения, которому предоставлен грант в форме субсидии по п. 4 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашения, заключенного учреждением с органом-учредителем?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В зависимости от правовых оснований получения средств, подлежащих казначейскому сопровождению и учитываемых на 71 лицевом счете, в бухгалтерском учете федеральных бюджетных и автономных учреждений операции с такими средствами могут учитываться по КФО 2, 5 или 6.
2. Выбор конкретного кода источника финобеспечения деятельности, в рамках которого будут отражаться операции со средствами грантов, предоставленных из федерального бюджета подведомственным бюджетным или автономным учреждениям в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, необходимо согласовать с органом-учредителем.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 N 44н, лицевой счет с кодом 71, открываемый в территориальных органах Федерального казначейства, предназначен для учета операций со средствами участников казначейского сопровождения, определенными в том числе федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в соответствии со ст. 242.25 БК РФ.
Субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставляемые в 2022 году в соответствии с абзацем вторым п. 1 и п. 4 ст. 78.1, а также ст. 78.2 БК РФ в целях приобретения товаров, работ и услуг, подлежат казначейскому сопровождению (п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона N 390-ФЗ). Лицевые счета с кодом 71 открывались в ТОФК бюджетным и автономным учреждениям и до 2022 также в целях учета операций со средствами, подлежащими казначейскому сопровождению (смотрите, в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 28.07.2020 NN 09-01-09/65721, 07-04-05/22-14713). Однако до 2022 года требование о казначейском сопровождении средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, отсутствовало: учет операций с указанными средствами осуществлялся ТОФК исключительно на отдельных лицевых счетах, содержащих в 1-2 разрядах коды 21 и 31.
Каждый из источников финансового обеспечения деятельности учреждения, средства которого подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона N 390-ФЗ, в расходах бюджета, как и в доходах получателя субсидии, отражаются обособленно. Так, расходы на предоставление субсидии, предусмотренной абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, отражаются в расходах бюджета с применением элементов видов расходов 612 и 622 в зависимости от типа учреждения - бюджетное либо автономное. При этом непосредственно в п. 1 ст. 78.1 БК РФ указанные субсидии именуются в качестве субсидий на иные цели. Операции со средствами указанных субсидий отражаются в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений отражаются в бухгалтерском учете и отчетности с указанием кода источника финобеспечения деятельности 5 - субсидия на иные цели (п. 21 Инструкции N 157н).
Аналогичным образом расходы бюджета на предоставление субсидии, предусмотренной ст. 78.2 БК РФ, отражаются с применением элемента видов расходов 461 и 462 в зависимости от типа учреждения - бюджетное либо автономное. Операции со средствами указанных субсидий отражаются в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений отражаются в бухгалтерском учете и отчетности с указанием кода источника финобеспечения деятельности 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений (п. 21 Инструкции N 157н).
Соответственно, порядок применения соответствующих кодов источников финобеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений (КФО) ставится в зависимость не от кода в номере лицевого счета, открываемого в ТОФК, и не от особенностей порядка санкционирования расходов, осуществляемых учреждением за счет средств субсидий, а от положений БК РФ, в соответствии с которыми органом-учредителем осуществляются расходы на предоставление субсидий.
Расходы на предоставление грантов в форме субсидии, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с положениями п. 4 ст. 78.1 БК РФ, отражаются с применением элементов видов расходов 613 и 623 соответственно в зависимости от типа учреждений. Отдельного КФО для отражения операций с указанными средствами в учете и отчетности учреждений Инструкция N 157н в настоящее время не предусматривает.
Специалисты финансового ведомства ранее указывали, что детальный порядок отражения таких операций в учете и отчетности учреждения-грантополучателя зависит от наличия полномочий органа-учредителя и органа власти, предоставившего субсидию, по отношению к учреждению. Иными словами, в том случае, если орган власти предоставил грант подведомственному учреждению, то расходы на его предоставление, как и операции со средствами субсидий у ее получателя отражались в качестве расчетов по предоставлению субсидий на иные цели (КФО 5). Если же грантополучателем является учреждение иной подведомственности, то расчеты отражаются в учете грантополучателя в рамках КФО 2 - приносящая доход деятельность (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 26.12.2018 N 02-06-10/95065, п. 10 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373)*(1). Кроме того, Минфин России высказывал мнение, что порядок отражения расчетов по КФО 2 или КФО 5 зависит от цели предоставления грантов (письмо Минфина России от 20.09.2019 N 02-05-10/72629).
При этом в письме Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 операции со средствами гранта в форме субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, отражаются с указанием КФО 5 в порядке, аналогичном порядку отражения операций со средствами субсидий на иные цели. В то же время подобный подход не нашел отражения в Контрольных соотношениях к отчетности за 2021 год: требованиями к соответствию показателей сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений показателям бюджетной отчетности ГРБС, осуществляющих функции и полномочия учредителей, предусмотрено требование о соответствии показателей поступлений в виде субсидии на иные цели (КФО 5) в Отчете (ф. 0503737) показателям расходов в Отчете (ф. 0503127) учредителя, отраженных с применением элементов видов расходов 612 и 622. Соответственно, при наличии в Отчете (ф. 0503737) бюджетного или автономного учреждения поступлений грантов в форме субсидий, расходы на предоставление которых отражаются в учете органа-учредителя с применением элементов видов расходов 613 и 623, потребует пояснений причин наличия отклонений соответствующих показателей. Таким образом, выбор кода источника финобеспечения деятельности, в рамках которого будут отражаться операции со средствами грантов, предоставленных подведомственным бюджетным или автономным учреждениям в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, необходимо согласовать с органом-учредителем. При этом основанием для принятия решения о предоставлении гранта в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ является отсутствие у органа власти функций и полномочий учредителя в отношении тех бюджетных и автономных учреждений, которым такие гранты предоставляются (письмо Минфина России от 26.03.2020 N 09-04-13/24508).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подобный подход в полной мере согласуется с положениями п. 7 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2017 N 723, согласно которому предоставление грантов вузу-победителю, являющемуся бюджетным или автономным учреждением, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ, осуществляется в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (субсидия на иные цели). В случае если вузом-победителем является бюджетное или автономное учреждение, не находящееся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ, предоставление грантов осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ.