Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение, не наделенное полномочиями по администрированию кассовых поступлений, списывает основное средство - решетки металлические. Решетки сданы в металлолом. Учреждением получен приемо-сдаточный акт на лом черный несортированный и денежные средства. Средства оприходованы в кассу учреждения и сданы на лицевой счет получателя бюджетных средств. Далее с расходного лицевого счета средства перечислены на лицевой счет администратора кассовых поступлений. Как отразить рассматриваемую ситуацию в бюджетном учете казенного учреждения?

Казенное учреждение, не наделенное полномочиями по администрированию кассовых поступлений, списывает основное средство - решетки металлические. Решетки сданы в металлолом. Учреждением получен приемо-сдаточный акт на лом черный несортированный и денежные средства. Средства оприходованы в кассу учреждения и сданы на лицевой счет получателя бюджетных средств. Далее с расходного лицевого счета средства перечислены на лицевой счет администратора кассовых поступлений. Как отразить рассматриваемую ситуацию в бюджетном учете казенного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от реализации металлолома учитываются на счете 205 74 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" и отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ.
Инструкцией N 162н прямо не предусмотрены корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете операции по зачислению в кассу/на лицевой счет получателя бюджетных средств поступлений по доходам, подлежащих перечислению на лицевой счет администратора кассовых поступлений. Корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете в подобных ситуациях в соответствии с п. 2 Инструкции N 162н необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств или с финансовым органом публично-правового образования.
Доход, полученный от реализации металлолома и/или макулатуры (иного имущества), при налогообложении прибыли не учитывается.

Обоснование вывода:
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Подготовка и принятие решения о списании объектов основных средств в казенном учреждении относится к полномочиям постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 инструкции N 157н) с учетом особенностей, установленных на уровне публично-правового образования.
Выбытие объекта основного средства с баланса отражается корреспонденциями согласно п. 10 Инструкции N 162н. Одновременно выбывший из эксплуатации объект до момента демонтажа и (или) утилизации отражается на забалансовом счете 02 в условной оценке "1 объект 1 рубль" (пп. 35, 335 Инструкции N 157н). Дальнейшее выбытие объектов основных средств с забалансового счета 02 осуществляется после реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных актами о списании объектов основных средств, в распоряжение учреждений поступают в том числе отходы, в частности, металлолом.
Из положений пп. 2, 3 ст. 299 ГК РФ можно сделать вывод, что весь металлолом, поступающий в связи со списанием объектов имущества, принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Принятие к учету металлолома, полученного в результате ликвидации (разборки, утилизации) основного средства, осуществляется в составе прочих материальных запасов и отражается в соответствии с п. 23 Инструкции N 162н. В учетной политике следует закрепить первичный учетный документ, которым будет оформлено принятие к балансовому учету металлолома (например, Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)).
В рассматриваемой ситуации учреждение утилизирует решетки металлические. В результате утилизации получен металлолом, который был реализован.
В настоящее время на балансе учреждения могут учитываться только объекты учета, соответствующие понятию "актив". Для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, принадлежащее учреждению и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (пп. 35, 36, 37 Стандарта "Концептуальные основы").
В рассматриваемом случае металлолом фактически в учреждение не поступает. Однако в результате его реализации учреждение получает доход, т.е. экономическую выгоду. Следовательно, металлолом соответствуют понятию "актив" и должен быть принят к учету.
Кроме того, при ведении учета учреждение обеспечивает формирование достоверной информации о наличии имущества, его использовании, о принятых обязательствах, полученных финансовых результатах. Объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов (пп. 18, 20 Стандарта "Концептуальные основы").
Следовательно, в учете казенного учреждения следует отразить поступление металлолома, а также начисление и поступление доходов от его реализации.
Фактическая стоимость металлолома определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемой справедливой стоимостью. Такая стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на аналогичный или схожий вид имущества (пп. 25, 106 Инструкции N 157н, пп. 22, 23 Стандарта "Запасы"). Вместе с тем реализация металлолома отражается корреспонденциями счетов в соответствии с п. 26 Инструкции N 162н. Доходы от его реализации учитываются на счете 205 74 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" (п. 78 Инструкции N 162н).
Таким образом, в учете казенного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410
- отражено списание основного средства с балансового учета в сумме начисленной амортизации;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410
- отражено списание основного средства с балансового учета в сумме остаточной стоимости (при наличии);
3. Увеличение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"
- отражено списанное с балансового учета основное средство на забалансовом счете 02;
4. Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КДБ 1 401 10 172
- оприходован металлолом по текущей оценочной стоимости;
5. Уменьшение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"
- отражено выбытие списанного основного средства с забалансового счета 02;
6. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 446
- отражено списание металлолома в связи с реализацией;
7. Дебет КДБ 1 205 74 56Х Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации металлолома.
В соответствии с прямой нормой п. 12.2.4 Порядка N 85н доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка N 209н, смотрите также письмо Минфина России от 17.06.2019 N 02-08-10/43765).
Однако Инструкцией N 162н прямо не предусмотрены корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете операции по зачислению в кассу/на лицевой счет получателя бюджетных средств поступлений по доходам, подлежащих перечислению на лицевой счет администратора кассовых поступлений. Корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете в подобных ситуациях в соответствии с п. 2 Инструкции N 162н необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств или с финансовым органом публично-правового образования.
Одним из возможных вариантов отражения рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете может быть следующий:
1. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КРБ 1 205 74 66Х
увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 201 34, (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- отражено поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу учреждения;
2. Дебет КДБ 1 210 03 561 Кредит КИФ 1 201 34 610
увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 210 03 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
уменьшение забалансового счета 17, открытого к счету 201 34 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- выбытие средств, поступивших в кассу за реализованный металлолом путем внесения, на основании Объявления на взнос наличными, на лицевой счет ПБС;
3. Дебет КРБ 1 304 05 ХХХ Кредит КДБ 1 210 03 661
уменьшение забалансового счета 17, открытого к счету 210 03 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- поступление денежных средств от реализации металлолома на лицевой счет получателя бюджетных средств;
4. Дебет КДБ 1 304 04 446 Кредит КДБ 1 303 05 731 - на основании извещения (ф. 0504805) казенным учреждением передана информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;
5. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ - перечислены средства на лицевой счет администратора кассовых поступлений.
Также обратим внимание, что доход, полученный от реализации металлолома и/или макулатуры (иного имущества), с 1 января 2019 года при налогообложении прибыли не учитывается на основании подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ), согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль казенные учреждения не учитывают доходы в виде средств, полученных ими от приносящей доход деятельности и подлежащих перечислению в бюджет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедией решений. Налогообложение операций по реализации металлолома и макулатуры (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

18 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.