Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере МБУ получает по КФО 5 субсидию на иные цели "Лизинг". Оплачен авансовый платеж и ежемесячные лизинговые платежи, но не вся сумма по контракту, который заключен в 2021 году. Однако основное средство не поступило в 2021 году в учреждение ввиду транспортного коллапса. Поставка ожидается в 2022 году. Оформлена проводка: Дебет 5 302 24 83Х Кредит 5 201 11 610. Основное средство нужно ставить на счет 5 106 41 310 2021 году или когда оно поступит, то есть в 2022 году? В какой сумме отразить вложения (в сумме контракта или в сумме произведенных лизинговых платежей).

МБУ получает по КФО 5 субсидию на иные цели "Лизинг". Оплачен авансовый платеж и ежемесячные лизинговые платежи, но не вся сумма по контракту, который заключен в 2021 году. Однако основное средство не поступило в 2021 году в учреждение ввиду транспортного коллапса. Поставка ожидается в 2022 году. Оформлена проводка: Дебет 5 302 24 83Х Кредит 5 201 11 610. Основное средство нужно ставить на счет 5 106 41 310 2021 году или когда оно поступит, то есть в 2022 году? В какой сумме отразить вложения (в сумме контракта или в сумме произведенных лизинговых платежей).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В конкретной ситуации отразить вложения в объект финансовой аренды на счете 5 106 41 000 бюджетному учреждению следует на дату заключения контракта, то есть в 2021 году в общей сумме арендных обязательств.

Обоснование вывода:
Финансовая аренда (лизинг) является разновидностью договора аренды. Заключенные организациями бюджетной сферы договоры финансовой аренды (лизинга) подпадают под перечень правоотношений (виды договоров), на которые распространяется Стандарт "Аренда".
Пунктом 5 Стандарта "Аренда" установлено, что необходимость отражения арендатором (лизингополучателем) объектов учета аренды, возникающих при заключении (исполнении) договоров лизинга, на балансовых счетах определяется в соответствии со Стандартом "Аренда" вне зависимости от условий определения балансодержателя объекта лизинга, установленных по взаимному соглашению сторон в договоре лизинга (смотрите также письмо Минфина России от 15.08.2019 N 02-07-10/62112). При этом заключение субъектом учета договора лизинга, в котором субъект выступает арендатором (лизингополучателем), относится к объектам учета неоперационной (финансовой) аренды (далее - финансовая аренда) (подп. "б" п. 14 Стандарта "Аренда").
Объекты лизинга подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета по правилам учета объектов финансовой аренды у арендатора согласно пп. 18, 19 Стандарта "Аренда". Так, в соответствии с п. 18.1 Стандарта "Аренда" объект учета финансовой аренды в виде актива, отражается арендатором в составе основных средств с одновременным признанием в бухгалтерском учете обязательств (кредиторской задолженности по аренде) перед арендодателем на дату классификации объектов учета аренды.
В свою очередь, датой классификации объектов учета аренды считается более ранняя дата из следующих дат (п. 11 Стандарта "Аренда", раздел II Методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее - Методические рекомендации):
- дата принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором (в случае принятия условий пользования переданного в безвозмездное пользование имущества без заключения простой письменной формы договора);
- дата подписания договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования.
Формирование стоимости объекта учета финансовой аренды отражается арендатором на счете 0 106 41 000 "Вложения в основные средства - объекты финансовой аренды" (смотрите, к примеру, раздел IV.2 Методических рекомендаций). Стоимость актива формируется в объеме арендных обязательств арендатора и затрат, непосредственно связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды, включающих расходы по уплате агентских вознаграждений, юридических услуг и иные расходы, связанные исключительно с ведением переговоров, подготовкой и (или) заключением договора (п. 18.2 Стандарта "Аренда").
Согласно п. 128 Инструкции N 174н операции по увеличению задолженности по принятым бюджетным учреждением обязательствам по оплате арендной платы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" и кредиту счета 0 302 24 000 "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом" в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды.
Таким образом, с учетом изложенного выше отразить вложения в объект финансовой аренды на счете 5 106 41 000 бюджетному учреждению следует на дату заключения контракта, то есть в 2021 году в общей сумме арендных обязательств.
Однако бухгалтерские записи по признанию объекта основных средств в учете в объеме сформированных вложений на счете 0 101 00 000 "Основные средства" необходимо оформить по факту получения объекта на основании первичных учетных документов (п. 9 Инструкции N 174н, подп. 1.2 раздела IV.2 Методических рекомендаций).
Отметим, что правилами осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей только по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000 (смотрите, в частности, п. 13.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373). Однако ни письмами Минфина России и Федерального казначейства, ни иными действующими нормативными актами не установлено ограничение на отражение вложений по КФО 5. То есть на отчетную дату по счету 5 106 00 000 в разделе "Нефинансовые активы" Баланса (ф. 0503730) могут числиться остатки.
При этом инвентарные объекты, приобретенные (созданные) за счет средств целевых субсидий, не могут быть приняты к учету по КФО 5 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Перед принятием к учету в качестве инвентарных объектов фактические вложения, сформированные на счете 5 106 01 000, подлежат переносу на КФО 4. Так как в рассматриваемой ситуации объект лизинга еще физически не получен, необходимости в переводе вложений с КФО 5 на КФО 4 у бюджетного учреждения нет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

11 января 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.