Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным учреждением получена лицензия на пользование недрами для геологического изучения с целью проведения поисковых и оценочных работ месторождений полезных ископаемых. Ежеквартально уплачивается регулярный платеж за пользование недрами. По каким КВР и КОСГУ и какими корреспонденциями счетов отразить расходы на уплату регулярного платежа?

Бюджетным учреждением получена лицензия на пользование недрами для геологического изучения с целью проведения поисковых и оценочных работ месторождений полезных ископаемых. Ежеквартально уплачивается регулярный платеж за пользование недрами. По каким КВР и КОСГУ и какими корреспонденциями счетов отразить расходы на уплату регулярного платежа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на уплату периодических платежей за пользование недрами могут быть отражены с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Расходы на уплату регулярных платежей за пользование недрами прямо не поименованы ни в Порядке N 85н, ни в Порядке N 209н. Кроме того, на наш взгляд, аналогия с какими либо иными расходами, прямо поименованными в указанных нормативных актах, также не очевидна. Соответственно, порядок применения элементов видов расходов, как и порядок применения соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ учреждению необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем и (или) финорганом.
В соответствии со ст. 1.2 закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон N 2395-I) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом недра могут предоставляться в пользование в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (подп. 2 ст. 6 Закона N 2395-I).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-I). Основания взимания и порядок исчисления регулярных платежей за пользование недрами установлены ст. 43 Закона N 2395-I.
Согласно п. 1 названной статьи регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав, в частности, на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых. Регулярные платежи за пользование недрами (далее также - регулярные платежи) взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ.
При этом регулярный платеж взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр (п. 2 ст. 43 Закона N 2395-I) в денежной форме и зачисляется в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 43 Закона N 2395-I).
Исходя из положений приказа Минфина России от 08.06.2020 N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)" доходы от регулярного платежа отражаются в доходах соответствующего бюджета по коду бюджетной классификации 000 1 12 02080 01 1000 120 "Регулярные платежи за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)", то есть относятся к доходам от собственности.
Кроме того, положениями п. 9.2.3 Порядка N 209н такие доходы отражаются по подстатье 123 "Платежи при пользовании природными ресурсами" КОСГУ, как арендные платежи при предоставлении участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов.
Несмотря на то, что Закон N 2395-I не содержит четкого указания на то, что регулярный платеж является арендным платежом, по своей экономической сути и согласно порядку отражения в доходах соответствующего бюджета такие платежи учитываются по аналогии с арендными платежами.
В соответствии с п. 10.2.9 Порядка N 209н регулярные платежи за пользование недрами могут быть отражены по подстатье 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" КОСГУ с соответствующим отнесением на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" как расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 48.2.4.4. Порядка N 85н).
Учитывая тот факт, что перечисление регулярного платежа за пользование недрами в соответствии с п. 4 ст. 43 Закона N 2395-I осуществляется ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год, то такие расходы могут быть единовременно списаны на финансовый результат бюджетного учреждения.
Отметим, что Стандарт "Аренда" для отражения подобного рода объектов бухгалтерского учета не применяется (подп. "а" п. 4 Стандарта "Аренда").
По нашему мнению, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 401 20 229 (0 109 ХХ 229) Кредит 0 302 29 731
- отражены расходы по уплате регулярного платежа за пользование недрами;
2. Дебет 0 302 29 831 Кредит 0 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 229)
- отражено перечисление регулярного платежа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

23 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.