Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В ходе контрольного мероприятия ревизоры установили факт нецелевого использования в прошлые годы средств субсидии на задание, а также субсидии на иные цели. Операции по возмещению ущерба виновным лицом отражены на лицевых счетах в качестве поступлений от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет. В каком порядке бюджетному учреждению необходимо отразить в учете операции по перечислению средств в доход бюджета?

В ходе контрольного мероприятия ревизоры установили факт нецелевого использования в прошлые годы средств субсидии на задание, а также субсидии на иные цели. Операции по возмещению ущерба виновным лицом отражены на лицевых счетах в качестве поступлений от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет. В каком порядке бюджетному учреждению необходимо отразить в учете операции по перечислению средств в доход бюджета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность по возврату субсидий в доход соответствующего бюджета отражается на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Возмещение виновным лицом ущерба, причиненного в результате необоснованных расходов, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по подстатье 134 КОСГУ "Доходы от компенсации затрат" с применением счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".
Возврат в доход бюджета средств, использованных с нарушением условий предоставления субсидии на иные цели, отражается в учете в качестве возврата остатка неиспользованных субсидий прошлых лет.
Операции по перечислению в доход бюджета средств в результате установления факта нецелевого использования субсидии на задание отражаются в качестве расходных обязательство с применением элемента видов расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ.

Обоснование вывода:
1. Необходимость возврата субсидий в доход соответствующего бюджета в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении целевой субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств в бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. В случаях, когда факт нецелевого использования средств целевых субсидий выявлен после завершения отчетного периода, в котором учреждению была предоставлена целевая субсидия, денежные средства подлежат возврату в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет остатков неиспользованных остатков субсидий прошлых лет (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий в случаях нарушения порядка их использования отражаются в рамках того же вида финобеспечения деятельности учреждения, в рамках которого отражаются операции с указанными средствами (письма Минфина России от 27.01.2017 N 02-07-10/4445, от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
В соответствии с положениями п. 152 Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения признание кредиторской задолженности по возврату в доход бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованных субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на иные цели, в случае выявления по результатам последующего государственного финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 5 401 10 100 "Доходы экономического субъекта", 5 401 40 100 "Доходы будущих периодов" и кредиту счета 5 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет". При этом корреспонденция со счетом 5 401 10 000 отражается, когда счет 5 401 40 000 уже закрыт. Иными словами, кредиторская задолженность начисляется в первую очередь за счет доходов будущих периодов, а если все доходы будущих периодов уже признаны в составе текущих доходов, то за счет текущих.
При возврате в случае выявления нарушений в расходовании субсидии прошлого года в учете отражается увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ; 610 КОСГУ).
В результате необоснованных расходов учреждению нанесен ущерб. Для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, предназначен счет 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н).
Возмещение виновным лицом ущерба бюджетному учреждению, причиненного в результате необоснованных расходов, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по подстатье 134 КОСГУ "Доходы от компенсации затрат" с применением счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".
Решение об отражении доходов и расчетов по возмещению ущерба и компенсации затрат в рамках КФО 5 рекомендуем согласовать с органом-учредителем и (или) финорганом. На возможность признания доходов от компенсации затрат в рамках того источника финобеспечения деятельности учреждения, за счет которого осуществлялись подлежащие возмещению расходы, указывают изменения, внесенные в п. 53 Инструкции N 33н приказом Минфина России от 02.11.2021 N 170н. Так, согласно п. 5 Приложения к указанному приказу из четвертого абзаца п. 53 Инструкции N 33н исключается код строки 040, что по сути означает "снятие" запрета на отражение в указанной строке показателя доходов, относящихся к статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" КОСГУ, в рамках деятельности с целевыми средствами (КФО 5, 6). Тем самым специалисты финансового ведомства фактически указывают на наличие возможности отражения операций по признанию доходов от компенсации затрат не только в рамках приносящей доход деятельности, но и в рамках иных источников финобеспечения деятельности.
Таким образом, расчеты по возврату остатка субсидии на иные цели в связи с установлением факта нарушения условий ее использования могут быть отражены с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 5 401 10 152 Кредит 5 303 05 731
- отражено начисление задолженности по возврату остатка субсидии в бюджет;
2. Дебет 5 209 34 56Х Кредит 5 401 40 134
- на основании акта контрольного мероприятия отражено признание дебиторской задолженности по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате нарушения условий использования средств целевых субсидий;
3. Дебет 5 401 40 134 Кредит 5 401 10 134
- отражено признание доходов от компенсации затрат по факту признания виновных лицом предъявленным к нему требований по возмещению ущерба;
4. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 209 34 667,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 130 КОСГУ 134)
- отражено зачисление средств на отдельный лицевой счет учреждения;
5. Дебет 5 303 05 831 Кредит 5 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- погашена задолженность перед бюджетом.
2. Прямая обязанность по возврату в доход бюджета средств субсидий на выполнение задания возникает у бюджетного учреждения только в размере, соответствующем недостигнутым показателям, характеризующим объем выполнения задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 30.06.2020 N 09-07-10/56809, от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885). Только в этом случае перечисление средств субсидии в доход бюджета отражается в учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений в качестве операций по возврату остатка субсидий прошлых лет, то есть в качестве увеличения по забалансовому счету 18 с указанием АнКВИ 610, КОСГУ 610.
Перечисление средств в доход бюджета в случае установления ревизорами нарушений порядка использования учреждением средств субсидии на задание не рассматривается в качестве возврата в доход бюджета остатка субсидии на задание прошлых лет: операции по перечислению в доход бюджета бюджетными учреждениями средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются с применением элемента вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (смотрите абзац 6 п. 9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). По общему правилу такие операции отражаются в рамках КФО 2.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения возврат в доход бюджета суммы нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания может быть отражен следующим образом:
1. Дебет 2 209 34 567 Кредит 2 401 10 134
- начисление задолженности виновного лица;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 667,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 130 КОСГУ 134)
- зачисление средств на лицевой счет учреждения;
3. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 303 05 731
- отражена задолженность учреждения по возврату средств субсидии в соответствующий бюджет;
4. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610,
увеличение счета 18 (КВР 853, КОСГУ 241)
- отражено перечисление в доход бюджета суммы, неправомерно использованной учреждением.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Бюджетный учет и отчетность 2021-2023: проблемы и перспективы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

23 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.