Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении Контрольно-счетной палатой была проведена проверка, по результатам которой учреждению необходимо возвратить в доход бюджета средства субсидии на выполнение задания, предоставленной в прошлые годы, в связи с выявленным фактом нецелевого использования (излишне выплаченная премия сотруднику). Учреждение указанные средства будет возмещать за счет средств от приносящей доход деятельности. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возврат за счет средств от приносящей доход деятельности в доход бюджета субсидии на выполнение задания, признанных в ходе проверки фактом нецелевого использования?

В бюджетном учреждении Контрольно-счетной палатой была проведена проверка, по результатам которой учреждению необходимо возвратить в доход бюджета средства субсидии на выполнение задания, предоставленной в прошлые годы, в связи с выявленным фактом нецелевого использования (излишне выплаченная премия сотруднику). Учреждение указанные средства будет возмещать за счет средств от приносящей доход деятельности. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возврат за счет средств от приносящей доход деятельности в доход бюджета субсидии на выполнение задания, признанных в ходе проверки фактом нецелевого использования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат в доход бюджета суммы нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания может быть отражен по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" и подстатье 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ с применением счета 2 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Обоснование вывода:
Прямая обязанность по возврату в доход бюджета субсидии на выполнение задания возникает только в размере, соответствующем недостигнутым показателям, характеризующим объем выполнения государственного (муниципального) задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ). Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 30.06.2020 N 09-07-10/56809, от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885.
Требование о перечислении суммы нецелевого расхода в бюджет будет правомерно в случае, если в соглашении о предоставлении субсидии и (или) правовых актах, являющихся правовым основанием предоставления указанных средств, предусмотрено условие о перечислении сумм нецелевых расходов в доход бюджета. Поэтому Инструкцией N 174н не установлены конкретные корреспонденции для отражения такого возврата. Соответственно, применяемая схема корреспонденций счетов должна быть согласована в порядке п. 4 Инструкции N 174н и закреплена в учетной политике учреждения.
По экономическому смыслу для учреждения это расходная операция, отражаемая в рамках КФО 2. Расчеты могут быть отражены с применением счета 2 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Исходя из экономического содержания, для отражения указанных расходов не могут быть применены коды видов расходов из групп 100-700, а также из подгрупп 810-840, 860-880 группы 800. Соответственно, выбор применяемого кода должен производиться из подгруппы видов расходов 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей". В связи с тем, что такие расходы не имеют отношения к налоговым платежам, в данном случае можно применить код видов расходов 853 "Уплата иных платежей", на который подлежат отнесению расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования" (п. 48.8.5.3 Порядка N 85н).
В то же время расходы бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию относятся на подстатью 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка N 209н).
Операции по перечислению в доход бюджета бюджетными (автономными) учреждениями средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей", КОСГУ 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" (п. 10 Приложения 1 к письму Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 01.12.2021 N 02-06-07/97427, N 07-04-05/02-29373).
Таким образом, расходы на возмещение за счет КФО 2 ущерба в результате излишне выплаченной в прошлые годы за счет средств субсидии на выполнение задания премии сотруднику отражаются по подстатье 241 КОСГУ и элементу вида расходов 853.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения возврат в доход бюджета суммы нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания может быть отражен следующим образом:
Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 303 05 731
- отражена задолженность учреждения по возврату средств субсидии в соответствующий бюджет;
Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 241)
- отражено перечисление в доход бюджета суммы, неправомерно использованной учреждением.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.