Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение заключило договор безвозмездного бессрочного пользования зданием с другим учреждением той же подведомственности, у которого данное здание находится на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение заключает договор о монтаже локальной вычислительной сети (единой функционирующей системы) в здании из материалов подрядчика. По итогам исполнения договора будет представлен акт выполненных работ. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на монтаж локальной вычислительной сети в здании?

Бюджетное учреждение заключило договор безвозмездного бессрочного пользования зданием с другим учреждением той же подведомственности, у которого данное здание находится на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение заключает договор о монтаже локальной вычислительной сети (единой функционирующей системы) в здании из материалов подрядчика. По итогам исполнения договора будет представлен акт выполненных работ. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на монтаж локальной вычислительной сети в здании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату договора о монтаже, обеспечении функционирования и поддержке работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (в том числе и локальной вычислительной сети), отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Отнесение затрат на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ зависит от решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения по дальнейшему учету такой системы:
- если все расходы по поставке и монтажу локальной вычислительной сети, понесенные учреждением в рамках договора (контракта), в полном объеме будут включены в стоимость объекта (объектов) основных средств, то такие расходы следует относить на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ;
- если расходы на поставку и монтаж не увеличивают стоимость основных средств либо увеличивают частично, то такие расходы следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При этом созданные в результате выполнения работ объекты, отвечающие условиям отнесения объектов к основным средствам, должны быть приняты к учету в состав основных средств.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе локальные вычислительные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления и т.п. При этом работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).
Таким образом, прежде всего учреждению в соответствии с положениями Инструкции N 157н и Стандарта "Основные средства" необходимо оценить возможность учета оборудования смонтированной системы как самостоятельных инвентарных объектов либо как объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств в соответствии с положениями абзаца четвертого п. 10 Стандарта "Основные средства" (смотрите, например, письма Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107, от 06.09.2019 N 02-08-10/69004). В то же время не исключена ситуация, когда система пожарной сигнализации, исходя из ее характеристик, может быть учтена как отдельное основное средство (письмо Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563)*(1).
Принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н).
Выбор соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от принятого уполномоченными лицами учреждения решения об отнесении произведенных по договору затрат к затратам текущего или капитального характера, а также от оформления подрядчиком документов, подтверждающих выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности локальной вычислительной сети, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Соответственно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств (п. 7 Порядка N 209н).
Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Обратим внимание, что не исключена ситуация, когда условия договора могут содержать работы как капитального характера (в части расходов на оконечное оборудование), так и текущего характера (в части расходов на монтаж и иных затрат). В настоящее время порядок отнесения расходов по договору о монтаже единых функционирующих систем в таких случаях Порядком N 209н не урегулирован. В то же время аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, согласно п. 7 Порядка N 209н если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера и могут быть в полном объеме отнесены на подстатью 226 КОСГУ. При этом применение подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ не является препятствием для формирования первоначальной стоимости объектов основных средств.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что по аналогии с п. 7 Порядка N 209н расходы по договору о монтаже единых функционирующих систем в случае, если часть расходов будет формировать капитальные вложения, а часть нет, могут быть признаны расходами текущего характера с отражением их по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме.
Иными словами, при принятии комиссией учреждения решения о признании только части затрат по договору при формировании первоначальной стоимости объектов основных средств (например, стоимость оборудования с комплектующими), либо если объектов основных средств по решению комиссии не возникает, то все расходы по договору можно отнести на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В то же время если по решению комиссии все расходы по договору будут формировать первоначальную стоимость объекта основных средств в качестве группы объектов основных средств*(2) или целиком как отдельного основного средства в полном объеме относиться на счет 106 01 "Вложения в основные средства", такие расходы отражаются по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н).
В свою очередь, согласно прямой норме п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы на оплату договоров о монтаже, обеспечении функционирования и поддержке работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

8 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о вариантах учета единых систем здания смотрите в материале: Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для бюджетной сферы).
*(2) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Групповой учет основных средств (для бюджетной сферы).