Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Заказчик (организация) должна оплатить услуги по подготовке и сопровождению закупок: 1) на капитальный ремонт здания (имущество находится на балансе организации); 2) на строительство объекта. Аукционы еще не проводились. Указанные расходы не включены в сводные сметные расчеты по капитальному ремонту здания и строительству нового объекта. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ провести платеж?

Заказчик (организация) должна оплатить услуги по подготовке и сопровождению закупок: 1) на капитальный ремонт здания (имущество находится на балансе организации); 2) на строительство объекта. Аукционы еще не проводились. Указанные расходы не включены в сводные сметные расчеты по капитальному ремонту здания и строительству нового объекта. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ провести платеж?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по подготовке и сопровождению закупок в рассматриваемой ситуации следует отразить с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды видов расходов применяют положения приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н). При выборе соответствующего кода следует исходить из следующего:
- по соответствующем элементу вида расходов группы 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы на капитальные вложения в объекты капитального строительства в государственной (муниципальной) собственности, в том числе расходы по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимися объектами работ, иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства (реставрации) объектов (п. 48.4 Порядка N 85н);
- по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества (п. 48.2.4.3 Порядка N 85н);
- по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Исходя из прямого прочтения п. 48.4 Порядка N 85н, можно сделать вывод, что по соответствующему элементу вида расходов группы 400 отражаются любые расходы, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства или реконструкции объекта недвижимости. Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429.
Также отнесение услуг по подготовке и сопровождению закупок к расходам на закупку услуг по капитальному ремонту спорно. Согласно п. 7 Приложения N 9 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, подобные услуги (работы) не входят в перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов. Тот факт, что указанные услуги не включены в сводный сметный расчет по капитальному ремонту, также может свидетельствовать о позиции технических специалистов, готовивших такой расчет.
Фактически речь идет о закупке услуг для организации общей деятельности учреждения, поэтому есть основания для отражения по КВР 244.
Одним из важных условий применения соответствующих статей (подстатей) КОСГУ при проведении ремонтно-строительных работ, связанных как с капитальным ремонтом, так и со строительством, как правило, также является включение соответствующих затрат в сводный сметный расчет.
Так, согласно прямой норме, установленной п. 10.2.8 Порядка N 209н, расходы по разработке проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов отражаются по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Поэтому если в учреждении принято решение, что работы формируют капитальные вложения, т.е. увеличивают стоимость здания на эти вложения, то вполне обоснованно можно применять подстатью 228 КОСГУ.
Вместе с тем согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся аналогичные расходы, которые производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (письмо Минфина России от 07.06.2019 N 02-08-10/42093).
Поэтому окончательное решение принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.
Что касается отражения расходов по подготовке и сопровождению закупок по подстатье 228 КОСГУ, такая позиция является весьма сомнительной, так как:
1) данные расходы не включены в сводные сметные расчеты по капитальному ремонту здания и строительству нового объекта;
2) они напрямую не связаны с проведением работ по капитальному ремонту здания и строительству нового объекта.
Следовательно, расходы, перечисленные в вопросе, возможно отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н на подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ, в том числе услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.