Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение на праве оперативного управления имеет нежилое помещение в многоквартирном доме. Дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора учреждение в предыдущие годы не производило. Задолженность на счетах бухгалтерского учета не отражалась. Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в 2021 году обратилась в суд о взыскании с бюджетного учреждения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, пеней за предыдущие пять лет и госпошлины. Суд вынес решение о взыскании в пользу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пеней за просрочку исполнения обязательств за три года, а также расходов по уплате государственной пошлины. Какие корреспонденции счетов, КВР и КОСГУ необходимо применить в рассматриваемой ситуации?

Бюджетное учреждение на праве оперативного управления имеет нежилое помещение в многоквартирном доме. Дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора учреждение в предыдущие годы не производило. Задолженность на счетах бухгалтерского учета не отражалась. Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в 2021 году обратилась в суд о взыскании с бюджетного учреждения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, пеней за предыдущие пять лет и госпошлины. Суд вынес решение о взыскании в пользу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пеней за просрочку исполнения обязательств за три года, а также расходов по уплате государственной пошлины. Какие корреспонденции счетов, КВР и КОСГУ необходимо применить в рассматриваемой ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Признание задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме и пеней за несвоевременную их уплату отражается в учете в качестве операции по исправлению ошибки прошлых лет. Расходы по данным обязательствам отражаются соответственно по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ и по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ.
На основании уведомления о принятии иска к судебному производству в учреждении должен быть сформирован резерва по претензиям, искам, а также отражены в учете отложенные обязательства на погашение судебных издержек по уплате государственной пошлины. Возмещение госпошлины отражается по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" в увязке с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее - МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ.
ЖК РФ не предусматривает необходимость заключения договора об оплате взносов на капитальный ремонт с собственниками находящегося в общей совместной собственности помещения. Само по себе отсутствие заключенного между сторонами отдельного договора не освобождает собственников указанного жилого помещения от уплаты взносов за капитальный ремонт, поскольку такая обязанность возложена на них в силу закона (смотрите, в частности, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.05.2017 по делу N 33-5966/2017).
Как следует из ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169 ЖК РФ, ч. 8 ст. 170 ЖК РФ, ч. 4 ст. 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обратите внимание, что согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 171 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме на основании платежных документов, представленных региональным оператором (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства). При этом требование о представлении каких-либо дополнительных документов региональным оператором не установлено: взносы на капитальный ремонт не являются платой за оказанные услуги, выполненные работы, а направлены на аккумулирование средств фонда, который является неделимой величиной. При этом факт ненаправления платежного документа не освобождает собственника помещений от своевременного исполнения обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт (смотрите, в частности, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2015 N Ф09-2760/15 по делу N А71-9047/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2018 N Ф06-36685/18 по делу N А55-23232/2017).
Соответственно, у бюджетного учреждения была возможность своевременно отражать операции при признанию задолженности по взносам на капитальный ремонт, равно как и возможность своевременно их уплачивать.
При этом согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пеню, размер которой также отражается в платежных документах, предоставленных региональным оператором (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).
В такой ситуации признание кредиторской задолженности, а также обязанности по уплате пеней отражается в качестве операции по исправлению ошибки прошлых лет.
Положениями п. 48.2.4.4 Порядка N 85н прямо предусмотрено, что обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". В Порядке N 209н рассматриваемые в вопросе расходы прямо не поименованы. Из всех вышеперечисленных кодов КОСГУ по экономическому смыслу для конкретной ситуации наиболее приемлемой является одна из подстатей статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ. Так, в предыдущие годы специалисты Минфина России неоднократно указывали, что уплата взносов на капитальный ремонт должна отражаться в учете по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (смотрите письма Минфина России от 30.11.2016 N 02-05-11/70982, от 10.08.2015 N 02-07-07/46003, от 10.07.2015 N 02-05-11/39836). Полагаем, что данные рекомендации финансового ведомства остаются актуальными, так как экономическая природа осуществляемых расходов не изменилась.
Таким образом, расходы, связанные с оплатой взносов на капитальный ремонт, можно отражать по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Для учета расчетов по расходам на оплату взносов применяется счет 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества" (п. 254 Инструкции N 157н).
На основании п. 302 Инструкции N 157н расходы, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, являются расходами будущих периодов, которые учитываются на одноименном счете 0 401 50 000. Стоит отметить, что состав расходов, приведенных в описании к счету 0 401 50 000, исчерпывающим не является. Поэтому, исходя из разъяснений, данных в письмах Минфина России от 10.08.2015 N 02-07-07/46003, от 25.01.2016 N 02-05-11/2678, от 25.12.2015 N 02-07-10/77330, к расходам будущих периодов могут также быть отнесены взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Списание сумм взносов, отражаемых на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов", осуществляется на основании информации (сведений) о проведении за счет средств соответствующего фонда работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая согласно положениям ст. 177, 183 ЖК РФ должна быть предоставлена банком, в котором открыт специальный счет, и владельцем специального счета или региональным оператором по требованию (запросу) собственников помещений (письмо Минфина России от 25.01.2016 N 02-05-11/2678).
Расходы по уплате пеней за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества отражаются по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (п. 48.8.5.3 Порядка N 85н, п. 10.9.3 Порядка N 209н, смотрите также письма Минфина России от 10.05.2017 N 02-05-10/31631, от 29.06.2018 N 02-05-10/45153, информацию Минфина России от 13.05.2019).
Расходы, связанные с уплатой штрафов и пеней, относятся к расчетам по прочим расходам, поэтому в бухгалтерском учете бюджетного учреждения данный факт хозяйственной жизни отражается с применением счета 0 302 90 "Расчеты по прочим расходам" (п. 256 Инструкции N 157н). Соответственно, для отражения в учете операций по уплате пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых балансодержателями помещений в жилых домах, следует применять счет 0 302 93 "Расчеты по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)". Начисление суммы пени отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 401 20 293 (п. 127, 153 Инструкции N 174н).
Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете в общем порядке дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 18 Инструкции N 157н). Исправления вносятся в бухгалтерский учет датой обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки (п. 33 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 18 Инструкции N 157н).
Так как ошибки были совершены в прошлом году, для целей их исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать специальные счета, применяемые для этих целей (пп. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
Корреспонденции по применению счетов, введенных в целях обособления ошибок прошлых лет, в Инструкции N 174н отсутствуют. Поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
При разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, влияющих на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, в части расходов используются счета 0 401 28 000, 0 401 29 000. При исправлении ошибок прошлых лет, не влияющих на финансовый результат, следует использовать счета 0 304 86 000 и 0 304 96 000,
В рассматриваемой ситуации, учитывая тот факт, что согласно п. 17 Инструкции N 33н остаток по счету 0 401 50 000 отражается в разделе "Нефинансовые активы" Баланса (ф. 0503730) и не участвует в формировании показателей раздела "Финансовый результат" (п. 20 Инструкции N 33н), полагаем, что в этом случае исправительные записи могут быть отражены с использованием счетов 0 304 86 000, 0 304 96 000. Вместе с тем исправление ошибки в части начисления задолженности по уплате пеней отражаются с использованием счетов 0 401 28 000, 0 401 29 000.
В части подачи иска Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в суд в 2021 году на бюджетное учреждение, в соответствии с которым были выставлены требования оплатить кредиторскую задолженность, уплатить пеню, а также возместить госпошлину, уплаченную при обращении в суд, отметим следующее.
Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н на счете 0 401 60 000 отражаются предстоящие обязательства учреждения, возникающие вследствие принятия обязательств, в том числе возникающих из исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам). Формирование резервов на счете 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, обязателен (смотрите письмо Минфина России от 22.06.2016 N 02-06-10/23392).
Таким образом, при предъявлении бюджетному учреждению претензионных требований со стороны Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в 2021 году необходимо было создать резерв на сумму оценочного обязательства по данным требованиям.
Согласно п. 160.1 Инструкции N 174н формирование сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным разбирательствам), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов". Одновременно формируются отложенные обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов, принимаемые обязательства отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" (абзац 6 п. 174 Инструкции N 174н).
Принятие обязательств, в свою очередь, на которые был ранее образован резерв (при признании претензионных требований, в том числе в досудебном (внесудебном) порядке), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. 160.1 Инструкции N 174н).
В рассматриваемой ситуации на основании искового требования резерв признается в сумме разницы между взыскиваемой с учреждения суммой и ранее учтенной задолженностью (основным долгом по взносам на капитальный ремонт и суммой пеней), то есть в размере судебных издержек и штрафных санкций, так как сумма основного долга и пеней при исправлении ошибки прошлых лет была отражена в учете ранее.
Вместе с тем расходы на исполнение судебных актов по искам об оплате кредиторской задолженности подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов, а также по соответствующим группам, статьям и подстатьям КОСГУ (п. 48.8.3.1 Порядка N 85н, п. 7 Порядка N 209н). В частности, применительно к взносам на капитальный ремонт по элементу вида расходов 244 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ, в части пеней - по элементу вида расходов 853 в увязке с подстатьей 293.
В то же время по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" подлежат отражению расходы на возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах), а также расходы по уплате неустойки по договорам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 48.8.3.1 Порядка N 85н). При этом возмещение истцам (организациям) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов отражается с применением подстатьи 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка N 209н).
Вместе с тем уменьшение показателя резерва на счете 401 60 согласно п. 160.1 Инструкции N 174н отражается обратными бухгалтерскими записями (смотрите также п. 6 письма Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716). Одновременно корректируются суммы отложенных обязательств способом "Красное сторно" (п. 167 Инструкции N 174н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 401 50 225 Кредит 0 304 96 732,
Дебет 0 304 96 832 Кредит 0 302 25 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражена кредиторская задолженность по взносам на капитальный ремонт до 2020 года;
Дебет 0 401 50 225 Кредит 0 304 86 732,
Дебет 0 304 86 832 Кредит 0 302 25 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражена кредиторская задолженность по взносам на капитальный ремонт в 2020 году;
2. Дебет 0 401 29 293 Кредит 0 302 93 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражена кредиторская задолженность по пеням до 2020 года;
Дебет 0 401 28 293 Кредит 0 302 93 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражена кредиторская задолженность по пеням в 2020 году;
3. Дебет 0 401 20 297 Кредит 0 401 60 297,
Дебет 0 506 90 297 Кредит 0 502 99 297
- сформирован резерв в размере суммы искового требования по возмещению государственной пошлины;
4. Дебет 0 401 60 297 Кредит 0 302 97 73Х,
Дебет 0 506 10 297 Кредит 0 506 90 297,
Дебет 0 502 99 297 Кредит 0 502 11 297
- отражено принятие обязательств, на которые ранее был образован резерв в части государственной пошлины;
5. Дебет 0 302 25 83Х Кредит 0 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (КВР 244; КОСГУ 225),
Дебет 0 302 93 83Х Кредит 0 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (КВР 853; КОСГУ 293),
Дебет 0 302 97 83Х Кредит 0 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (КВР 831; КОСГУ 297)
- отражена оплата кредиторской задолженности, госпошлины и пеней Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

24 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.