Бюджетным учреждением согласно положениям контракта за ненадлежащее исполнение контракта (нарушены сроки поставки) начислены пени. Сумма пени удерживается с суммы обеспечения контракта с лицевого счета средств во временном распоряжении, остаток суммы перечисляется контрагенту. Какими операциями отражается данная ситуация?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление доходов в виде пени за ненадлежащее исполнение контракта (нарушение сроков поставки) следует отразить на счете 0 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" с применением подстатьи 141 КОСГУ "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" и АнКВД 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба".
При удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта, из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта в бухгалтерском учете расчеты отражаются с применением счета 0 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Обоснование вывода:
Неустойка (пеня, штраф) представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обязательства, например в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю контракта, заключенного на нужды учреждения, санкций (неустойка, пеня, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности) (смотрите также письмо Минфина России от 02.04.2020 N 09-07-07/26162). При этом средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства, и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с Планом ФХД.
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, отражаются на счете 0 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 221 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923). Начисление доходов бюджетного учреждения в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете по кредиту счетов 2 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)", 2 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 109 Инструкции N 174н).
В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного однородного требования. Зачет встречных требований о взыскании долга и неустойки осуществляется, если данная возможность предусмотрена сторонами в договоре.
При этом если обязательства были приняты за счет иного источника финансового обеспечения деятельности, в то время как начисление неустойки отражено по коду финансового обеспечения "2", то операции по зачету неустойки путем прекращения встречного требования отражаются с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (пп. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Удержание штрафных санкций из суммы обеспечения контракта не предполагает движения денежных средств между учреждением и контрагентом, но предполагает движение денежных средств между кодами финансового обеспечения учреждения, поэтому в бухучете операции поступления и выбытия денежных средств отражаются по забалансовым счетам 17 и 18, открытым к счетам 201 11. При этом операции по движению денежных средств между кодами финансового обеспечения учреждения в рассматриваемой ситуации не являются операциями по привлечению денежных средств за счет иного источника финобеспечения деятельности учреждения. Соответственно, независимо от применения для их отражения счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" отражать соответствующие показатели на забалансовых счетах 17 и 18 (КОСГУ 510 и 610), открытых к указанному счету, не требуется.
Обратите внимание, что при уменьшении остатка денежных средств по средствам по КФО 3 на сумму удержанного обеспечения контракта с целью увеличения остатка денежных средств по КФО 2 на сумму пени, удержанной из суммы обеспечения контракта, поступившей от поставщика в обеспечение исполнения контракта, выбытие денежных средств отражается по тому же КВР и КОСГУ, что и перечисление обеспечения контракта исполнителю. При этом поступление денежных средств на счет по приносящей доход деятельности по своему экономическому содержанию является доходом от неустойки, и при отражении средств по забалансовому счету 17 применяются АнКВД 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" в увязке с подстатьей 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (смотрите Пример 4 в письме Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 40 141
- контрагенту предъявлены суммы пени в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 401 40 141 Кредит 2 401 10 141
- контрагентом признано требование об уплате пени в соответствии с условиями контракта;
3. Дебет 3 304 01 83Х Кредит 3 304 06 732
Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
- отражено погашение дебиторской и кредиторской задолженности на сумму удержанной пени зачетом встречных требований;
4. Дебет 3 304 06 83Х Кредит 3 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610 КОСГУ 610)
- уменьшен остаток денежных средств по средствам во временном распоряжении на сумму удержанных штрафных санкций;
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 73Х,
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
- увеличен остаток денежных средств по приносящей доход деятельности на сумму пени, удержанной из суммы денежного обеспечения контракта, поступившего от поставщика;
5. Дебет 3 304 01 83Х Кредит 3 201 11 610,
увеличение по забалансовому счету 18 (АнКВИ 610 КОСГУ 610)
- возвращено исполнителю ранее предоставленное обеспечение контракта (за вычетом предъявленных штрафных санкций).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Неустойка (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Ответ прошел контроль качества
26 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.