Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным учреждением согласно положениям контракта за ненадлежащее исполнение контракта (нарушены сроки поставки) начислены пени. Сумма пени удерживается с суммы обеспечения контракта с лицевого счета средств во временном распоряжении, остаток суммы перечисляется контрагенту. Какими операциями отражается данная ситуация?

Бюджетным учреждением согласно положениям контракта за ненадлежащее исполнение контракта (нарушены сроки поставки) начислены пени. Сумма пени удерживается с суммы обеспечения контракта с лицевого счета средств во временном распоряжении, остаток суммы перечисляется контрагенту. Какими операциями отражается данная ситуация?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление доходов в виде пени за ненадлежащее исполнение контракта (нарушение сроков поставки) следует отразить на счете 0 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" с применением подстатьи 141 КОСГУ "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" и АнКВД 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба".
При удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта, из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта в бухгалтерском учете расчеты отражаются с применением счета 0 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Обоснование вывода:
Неустойка (пеня, штраф) представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обязательства, например в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю контракта, заключенного на нужды учреждения, санкций (неустойка, пеня, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности) (смотрите также письмо Минфина России от 02.04.2020 N 09-07-07/26162). При этом средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства, и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с Планом ФХД.
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, отражаются на счете 0 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 221 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923). Начисление доходов бюджетного учреждения в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете по кредиту счетов 2 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)", 2 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 109 Инструкции N 174н).
В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного однородного требования. Зачет встречных требований о взыскании долга и неустойки осуществляется, если данная возможность предусмотрена сторонами в договоре.
При этом если обязательства были приняты за счет иного источника финансового обеспечения деятельности, в то время как начисление неустойки отражено по коду финансового обеспечения "2", то операции по зачету неустойки путем прекращения встречного требования отражаются с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (пп. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Удержание штрафных санкций из суммы обеспечения контракта не предполагает движения денежных средств между учреждением и контрагентом, но предполагает движение денежных средств между кодами финансового обеспечения учреждения, поэтому в бухучете операции поступления и выбытия денежных средств отражаются по забалансовым счетам 17 и 18, открытым к счетам 201 11. При этом операции по движению денежных средств между кодами финансового обеспечения учреждения в рассматриваемой ситуации не являются операциями по привлечению денежных средств за счет иного источника финобеспечения деятельности учреждения. Соответственно, независимо от применения для их отражения счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" отражать соответствующие показатели на забалансовых счетах 17 и 18 (КОСГУ 510 и 610), открытых к указанному счету, не требуется.
Обратите внимание, что при уменьшении остатка денежных средств по средствам по КФО 3 на сумму удержанного обеспечения контракта с целью увеличения остатка денежных средств по КФО 2 на сумму пени, удержанной из суммы обеспечения контракта, поступившей от поставщика в обеспечение исполнения контракта, выбытие денежных средств отражается по тому же КВР и КОСГУ, что и перечисление обеспечения контракта исполнителю. При этом поступление денежных средств на счет по приносящей доход деятельности по своему экономическому содержанию является доходом от неустойки, и при отражении средств по забалансовому счету 17 применяются АнКВД 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" в увязке с подстатьей 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (смотрите Пример 4 в письме Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 40 141
- контрагенту предъявлены суммы пени в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 401 40 141 Кредит 2 401 10 141
- контрагентом признано требование об уплате пени в соответствии с условиями контракта;
3. Дебет 3 304 01 83Х Кредит 3 304 06 732
Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
- отражено погашение дебиторской и кредиторской задолженности на сумму удержанной пени зачетом встречных требований;
4. Дебет 3 304 06 83Х Кредит 3 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610 КОСГУ 610)
- уменьшен остаток денежных средств по средствам во временном распоряжении на сумму удержанных штрафных санкций;
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 73Х,
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
- увеличен остаток денежных средств по приносящей доход деятельности на сумму пени, удержанной из суммы денежного обеспечения контракта, поступившего от поставщика;
5. Дебет 3 304 01 83Х Кредит 3 201 11 610,
увеличение по забалансовому счету 18 (АнКВИ 610 КОСГУ 610)
- возвращено исполнителю ранее предоставленное обеспечение контракта (за вычетом предъявленных штрафных санкций).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Неустойка (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Ответ прошел контроль качества

26 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.