Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе казны поселения находятся квартиры, расположенные в многоквартирном доме. Поселению выставлены долги прошлых лет по коммунальным услугам квартир, которые находятся в муниципальной собственности. Договоры в период 2014-2020 гг. не были заключены, теплоэнергия поставлялась. Оформлены акты сверки с поставщиком теплоэнергии и досудебное соглашение об оплате задолженности. Контрагентом предоставлены акты за период с 2014 по 2020 годы. По какому КВР и КОСГУ оплатить данную задолженность? Как отразить в бюджетном учете администрации поселения?

На балансе казны поселения находятся квартиры, расположенные в многоквартирном доме. Поселению выставлены долги прошлых лет по коммунальным услугам квартир, которые находятся в муниципальной собственности. Договоры в период 2014-2020 гг. не были заключены, теплоэнергия поставлялась. Оформлены акты сверки с поставщиком теплоэнергии и досудебное соглашение об оплате задолженности. Контрагентом предоставлены акты за период с 2014 по 2020 годы. По какому КВР и КОСГУ оплатить данную задолженность? Как отразить в бюджетном учете администрации поселения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Признание задолженности по оплате за тепловую энергию отражается в учете в качестве операции по исправлению ошибки прошлых лет. Расходы по данным обязательствам отражаются по элементу вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов" в увязке с подстатьей 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Положениями ч. 1 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения путем внесения платы за содержание жилого помещения. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги. Структура платы за помещение и коммунальные услуги установлена ст. 154 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Так, в соответствии с п. 22 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в системе размещается в том числе, информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг (Раздел 8 приложения к приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 N 74/114/п).
Соответственно у администрации поселения была возможность своевременно отражать операции по признанию задолженности за оказанные с 2014 по 2020 годы услуги поставки теплоэнергии, равно как и возможность своевременно их оплачивать. В этом случае признание кредиторской задолженности за услуги, оказанные в прошлые годы, может быть отражено в качестве операции по исправлению ошибки прошлых лет дополнительной бухгалтерской записью с применением специальных счетов (п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480), в частности, применительно к рассматриваемой ситуации, так как ошибка выявлена самостоятельно и повлияла на финансовый результат, используются счета 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году", 401 29 "Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году".
Детальный порядок применения специальных счетов в целях отражения в учете операций по исправлению ошибок прошлых лет положениями Инструкции N 162н не урегулирован. Поэтому порядок отражения операций по исправлению ошибок прошлых лет администрации поселения следует определить в учетной политике, согласовав возможность применения необходимых корреспонденций счетов в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции N 162н.
Бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки. Операции по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.
В соответствии с п. 10.2.3 Порядка N 209н расходы на приобретение коммунальных услуг отражаются по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ. Вместе с тем, исходя из положений Порядка N 85н, до 1 января 2021 года в соответствии с п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы по оплате коммунальных услуг относились на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Однако с 1 января 2021 года для оплаты потребленных энергетических и коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы, применяется элемент вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов".
Учитывая тот факт, что обязанность оплаты тепловой энергии для отопления возникает у учреждения перед поставщиком коммунальных услуг и предусмотрена действующим законодательством, а не наличием договора, считаем, что в бюджетном учете администрации оплата потребленной тепловой энергии в 2021 году должна быть осуществлена по элементу вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов".
Операции по переносу исходящих остатков по аналитическим счетам бюджетного учета, сформированных по итогам отчетного периода, на входящие остатки по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета в связи с изменением порядка применения кодов бюджетной классификации РФ относятся к операциям межотчетного периода (п. 1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.09.2020 NN 02-06-07/85969, 07-04-05/02-19797, п. 2.7 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, п. 1.9.11 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 14.03.2016 N 02-07-07/14989. Отражаются данные операции на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Таким образом, в бюджетном учете администрации поселения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 401 29 223 Кредит КРБ 1 302 23 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражена задолженность по оплате за тепловую энергию с 2014 по 2019 годы;
2. Дебет КРБ 1 401 28 223 Кредит КРБ 1 302 23 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражена задолженность по оплате за тепловую энергию в 2020 году;
3. Дебет КРБ 1 302 23 83Х (в 15-17 разрядах которого указан КВР 244) Кредит гКБК 1 401 30 000
Дебет гКБК 1 401 30 000 Кредит КРБ 1 302 23 73Х (в 15-17 разрядах которого указан КВР 247)
- в качестве операций межотчетного периода отражен перенос кредиторской задолженности на КВР 247;
4. Дебет КРБ 1 302 23 83Х Кредит КРБ 1 304 05 223
- отражено погашение задолженности перед поставщиком тепловой энергии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

26 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.