Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими корреспонденциями счетов и в рамках какого КФО отразить операции по возмещению расходов на предупредительные меры, если такие расходы были осуществлены бюджетным учреждением в текущем году за счет средств субсидии на задание?

Какими корреспонденциями счетов и в рамках какого КФО отразить операции по возмещению расходов на предупредительные меры, если такие расходы были осуществлены бюджетным учреждением в текущем году за счет средств субсидии на задание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступления от территориального органа ФСС РФ возмещения расходов на предупредительные меры следует отражать в качестве "доходной" операции - с применением статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей КОСГУ 139 "Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации". Учитывая, что Планом счетов в настоящее время не предусмотрено отдельного счета для отражения расчетов по таким доходам, они могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием балансового счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат". Источник финобеспечения деятельности, в рамках которого будут отражаться операции по признанию доходов в рассматриваемой ситуации, необходимо определить по согласованию с органом-учредителем и (или) финорганом соответствующего публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры). Затем происходит возмещение расходов за счет средств ФСС РФ в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС РФ на указанные цели.
Страхователь обращается в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается ФСС РФ. Территориальный орган ФСС РФ в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС РФ расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении (п. 4 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры).
Иными словами, право на получение возмещения от ФСС РФ у учреждения возникает только после того, как изначально за счет собственных средств оно примет и исполнит обязательства по оплате предупредительных мер. При этом обязательное требование о восстановлении первоначально осуществленных в соответствии с Планом ФХД расходов на предупредительные меры на тот источник финобеспечения деятельности, за счет которого осуществлялись расходы, на установлено. Само по себе наличие механизма финансового обеспечения предупредительных мер за счет средств ФСС РФ не влечет для учреждения обязанности по использованию средств, полученных от ФСС РФ в качестве компенсации расходов учреждения, на цели, связанные с выполнением задания, если изначально соответствующие расходы были осуществлены учреждением за счет средств субсидии на задание в соответствии с утвержденным Планом ФХД. Поступления в виде доходов от компенсации затрат не являются в полном смысле доходами от приносящей доход деятельности, а относятся к средствам, поступающим из других, не запрещенных законодательством РФ источников, поступающих в самостоятельное распоряжение учреждения.
Поступления от территориального органа ФСС возмещения расходов на предупредительные меры следует отражать в качестве "доходной" операции - с применением статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей КОСГУ 139 "Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации" (п. 1 письма Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478). Учитывая, что Планом счетов в настоящее время не предусмотрено отдельного счета для отражения расчетов по таким доходам, они могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием балансового счета 209 34 "Расчеты по компенсации затрат" (пп. 220, 221 Инструкции N 157н, пп. 107-110 Инструкции N 174н).
Применяемая в настоящее время организациями бюджетной сферы методология бухгалтерского учета не содержит каких-либо ограничений по видам финансового обеспечения (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Контрольными соотношениями к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами, предусмотрена возможность отражения в рамках КФО 4 операции по признанию доходов от компенсации затрат. Одновременно указанными Контрольными соотношениями установлено требование о соответствии показателя суммы субсидии, перечисленной из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, у органа-учредителя, сумме ее поступлений у подведомственных учреждений. Соответственно, решение об отражении расчетов по компенсации затрат в рамках КФО 4 должно быть согласовано с органом-учредителем и (или) финорганом, так как подобный подход при представлении комплекта сводной отчетности потребует дополнительных пояснений о причинах отклонения показателей в Отчете (ф. 0503127) с показателями раздела "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737).
На возможность признания доходов от компенсации затрат в рамках того источника финобеспечения деятельности учреждения, за счет которого осуществлялись подлежащие возмещению расходы, указывают изменения, внесенные в п. 53 Инструкции N 33н приказом Минфина России от 02.11.2021 N 170н (в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России). Так, согласно п. 5 Приложения к указанному приказу из четвертого абзаца п. 53 Инструкции N 33н исключается код строки 040, что по сути означает "снятие" запрета на отражение в указанной строке показателя доходов, относящихся к статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" КОСГУ, в рамках деятельности с целевыми средствами (КФО 5, 6). Тем самым специалисты финансового ведомства фактически указывают на наличие возможности отражения операций по признанию доходов от компенсации затрат не только в рамках приносящей доход деятельности, но и в рамках иных источников финобеспечения деятельности.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 209 34 561 Кредит 0 401 10 139*(1)
- на основании принятого территориальным органом ФСС решения отражено начисление доходов от компенсации затрат;
2. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 209 34 661,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 139)
- отражено поступление компенсации затрат от ФСС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

29 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Не исключаем также возможности применения счета 401 40 в целях признания ожидаемых доходов по факту направления в ФСС комплекта документов, необходимых для принятия соответствующего решения. Детальный порядок отражения в учете соответствующих операций может быть определен в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем и (или) финорганом соответствующего публично-правового образования.