Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В каких случаях в ходе ведения хозяйственной деятельности составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833)? Необходимо ли составление бухгалтерской справки при отражении в учете бюджетного учреждения актов выполненных работ, оказанных услуг, платежных поручений?

В каких случаях в ходе ведения хозяйственной деятельности составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833)? Необходимо ли составление бухгалтерской справки при отражении в учете бюджетного учреждения актов выполненных работ, оказанных услуг, платежных поручений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) оформляется для отражения операций по счетам балансового и забалансового учета в случаях, определенных Методическими указаниями, инструкциями по бухгалтерскому (бюджетному) учету для учреждений бюджетной сферы, а также в ситуациях, когда первичный учетный документ отсутствует.
Учреждение самостоятельно определяет необходимость (или отсутствие необходимости) в дополнительном формирование Бухгалтерской справки (ф. 0504833) при отражении в бухгалтерском учете актов оказанных услуг и соответствующих выплат на основании платежных поручений.

Обоснование вывода:
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) является первичным учетным документом. Порядок ее применения и составления урегулирован Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания). Так, согласно Методическим указаниям, Бухгалтерская справка (ф. 0504833) обязательна к оформлению в следующих случаях.
1. Как первичный учетный документ:
- при отражении операций, для которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов (формы электронных первичных учетных документов);
- при отражении операций, в результате которых не требуется предоставления плательщиком (физическим, юридическим лицом) первичного учетного документа.
2. Как бухгалтерский документ:
- при передаче лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных ЭЦП (письмо Минфина России от 22.09.2020 N 02-07-05/83195);
- при отсутствии возможности в оформленном первичном учетном документе заполнения раздела "Отметка о принятии к учету". Например, при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии);
- при отражении бухгалтерских записей, связанных с исправлением ошибок, выявленных субъектом учета, проверяющим органом. При этом исправления записываются соответствующей корреспонденцией по счетам бухгалтерского учета, и делается ссылка на номер и дату исправляемого документа, и (или) документа, являющегося основанием для внесения исправлений.
Что касается необходимости оформления Бухгалтерской справки (ф. 0504833) при отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций на основании актов оказанных работ, услуг, поясняем следующее.
В соответствии с ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Единые требования по организации бухгалтерского (бюджетного) учета для организаций государственного сектора определены Инструкцией N 157н, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты. В частности, Приказом N 52н установлены формы первичных учетных документов. При этом унифицированная форма акта выполненных работ (оказанных услуг) в состав утвержденных Приказом N 52н форм документов не входит.
Вместе с тем Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Стандартом "Концептуальные основы..." и Приказом N 157н предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов.
В свою очередь, исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения договоров, в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями конкретного договора.
Следовательно, учреждение вправе закрепить в своей учетной политике особенности применения и отражения в бухгалтерском учете актов выполненных работ (оказанных услуг). Так, например, формы указанных документов могут быть закреплены в учетной политике как самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов. При этом учреждение самостоятельно определяет необходимость (или отсутствие необходимости) в дополнительном формировании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) к актам.
Согласно пп. 72, 73, 76, 77 Инструкции N 174н операции по поступлению (выбытию) денежных средств на лицевые счета (счета, открытые в кредитной организации) бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (расчетного счета). В то же время нормативные акты не содержат конкретного перечня первичных документов, которые следует прикладывать к выписке. При этом специалисты финансового ведомства указывают, что первичным учетным документом, подтверждающим исполнение принятых обязательств, является платежный документ, подтверждающий списание денежных средств с лицевого счета учреждения (смотрите, например, письмо Минфина России от 07.06.2019 N 02-07-10/42314). В частности, положениями Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н (далее - Порядок N 21н), предусмотрено, что проведение органами Федерального казначейства кассовых выплат осуществляется на основании платежных документов, представленных клиентом. При этом согласно п. 2 Порядка N 21н к платежным документам отнесены в том числе и платежные поручения, составленные в соответствии с Требованиями Банка России.
Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию денежных средств на лицевых счетах в органе казначейства (финансовых органах) документом-основанием может служить выписка из лицевого счета бюджетного учреждения, с приложением платежных поручений. Однако особенности отражения и оформления указанных операций в бухгалтерском учете следует также закрепить в своей учетной политике. Так, например, учетной политикой учреждения может быть закреплено требование о том, что отражение на счетах бухгалтерского учета соответствующих выплат осуществляется на основании платежных поручений, при наличии подтверждающей выписки из УФК (финансового органа). Отметим, что и в этом случае учреждение также самостоятельно определяет необходимость (или отсутствие необходимости) в дополнительном формирование Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

21 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.