Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Муниципальное автономное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности заключило договор о приобретении фискального накопителя и ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев. Передача накопителя и ключа активации будет оформлена товарной накладной. На какие подстатьи КОСГУ отнести расходы на приобретение? Как оформить решение профильной комиссии по приему нефинансовых активов?

Муниципальное автономное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности заключило договор о приобретении фискального накопителя и ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев. Передача накопителя и ключа активации будет оформлена товарной накладной. На какие подстатьи КОСГУ отнести расходы на приобретение? Как оформить решение профильной комиссии по приему нефинансовых активов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы, поименованные в вопросе, могут быть отнесены на следующие подстатьи КОСГУ:
- 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ или 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ в зависимости от положений учетной политики, предусмотренных в соответствии с п. 27 Стандарта "Основные средства" - в части приобретения фискального накопителя;
- 221 "Услуги связи" КОСГУ - в части приобретения ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев.

Обоснование вывода:
Порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления регулируется Порядком N 209н, при этом коды КОСГУ в целях ведения учета и составления отчетности применяются в зависимости от экономического содержания проводимых операций (п. 3 Порядка N 209н).
В первую очередь отметим, что фискальный накопитель представляет собой программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ)). То есть он не может выполнять самостоятельной функции, а используется в составе ККТ, соответственно, не является самостоятельным объектом, поэтому относится к материальным запасам (комплектующие контрольно-кассовой техники). При этом заводом-изготовителем устанавливаются сроки действия фискального накопителя, и по истечении такого срока он подлежит замене в порядке, предусмотренном положениями Закона N 54-ФЗ. При этом учреждение может осуществить замену фискального накопителя как самостоятельно, так и с привлечением сторонней организации.
В рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор об обслуживании ККТ, одним из условий которого является поставка фискального накопителя. Согласно прямой норме п. 11.4.6 Порядка N 209н расходы на приобретение запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники и т.п., а также другие аналогичных расходов подлежат отнесению на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ.
В то же время п. 27 Стандарта "Основные средства" установлено, что стоимость основных средств может меняться при замене его составных частей. При этом затраты по такой замене включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. При этом стоимость объекта основных средств корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями, предусмотренными п. 50 Стандарта "Основные средства" о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств. Субъект учета закрепляет в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 Стандарта "Основные средства" в отношении групп основных средств.
Соответственно, если учетной политикой учреждения предусмотрено требование о применении данной нормы по отношению к таким основным средствам, как ККМ, и при этом учреждение располагает документально подтвержденной информацией о стоимости выбывающих составляющих, то в бухгалтерском учете могут быть отражены операции по частичной ликвидации основного средства с последующим дооборудованием. В этом случае расходы на приобретение фискального накопителя могут быть отнесены к расходам капитального характера, то есть отнесены на подстатью 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ.
Согласно требованиям Закона N 54-ФЗ подключение к сервису оператора фискальных данных позволяет передавать сведения о расчетах с использованием наличных и (или) электронных средств платежа в ФНС России. Обязанности оператора фискальных данных перечислены в п. 2 ст. 4.5 Закона N 54-ФЗ. Основной услугой оператора фискальных данных является передача информации.
Приобретая ключа активации, клиент получает доступ к услуге по приему оператором фискальных данных (ОФД) чеков и отправке их в ФНС. Иными словами, ключ активации - это тарифный план, оплачиваемый с целью получения доступа к оператору фискальных данных для передачи всех документов с контрольно-кассовой техники в налоговые органы посредством сети Интернет, а также получения на кассу соответствующего подтверждения.
В соответствии с п. 10.2.1 Порядка N 209н перечень услуг, расходы по которым относятся на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ, включает плату за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи. Таким образом, расходы на подключение к оператору фискальных данных вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ.
Применение положений Стандарта "Долгосрочные договоры" осуществляется стороной, являющейся подрядчиком (исполнителем) по договору подряда или оказания услуг (стороной, получающей доходы от исполнения этих договоров). Поэтому для учреждения, приобретающего ключ активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев, нет оснований для применения Стандарта "Долгосрочные договоры".
Также отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ ФН должны храниться в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации. Полученный в результате замены ФН, который подлежит хранению, в соответствии с п. 36 Стандарта "Концептуальные основы" активом не является и может учитываться на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением - в условной оценке: один объект, один рубль (п. 335 Инструкции N 157н).
В части документального оформления отражения в учете рассматриваемой ситуации необходимо учитывать следующее.
Принятие к бухгалтерскому учету приобретенных материальных запасов осуществляется на основании первичных учетных документов (п. 11 СГС "Запасы"). Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов срока их полезного использования (п. 10 СГС "Запасы").
Поэтому целесообразно профильной комиссии учреждения принять решение об отнесении фискального накопителя к материальным запасам, приобретение которых может быть отнесено к расходам капитального характера, или нет, с учетом положений учетной политики, предусмотренных в соответствии с п. 27 Стандарта "Основные средства", а также зафиксировать квалификацию расходов на приобретение ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев как расходов на услуги связи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.