Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное бюджетное учреждение по согласованию с ГРБС заключило с Центральным банком РФ сервитут на часть земельного участка (земля находится на праве бессрочного пользования). По соглашению о сервитуте плата поступает в учреждение. Учреждение не является получателем дохода от предоставления земельного участка по сервитуту. Денежные средства перечисляются собственнику имущества (Росимущество) после получения на лицевой счет от Центрального банка РФ. Какими корреспонденциями счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить денежные средства, поступившие на лицевой счет учреждения, а также их перечисление в доход бюджета?

Федеральное бюджетное учреждение по согласованию с ГРБС заключило с Центральным банком РФ сервитут на часть земельного участка (земля находится на праве бессрочного пользования). По соглашению о сервитуте плата поступает в учреждение. Учреждение не является получателем дохода от предоставления земельного участка по сервитуту. Денежные средства перечисляются собственнику имущества (Росимущество) после получения на лицевой счет от Центрального банка РФ. Какими корреспонденциями счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить денежные средства, поступившие на лицевой счет учреждения, а также их перечисление в доход бюджета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения и документального оформления хозяйственных операций действующими нормативно-правовыми актами не урегулирован. Соответственно, такой порядок должен быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и закреплен в рамках учетной политики по согласованию с финансовым органом или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Обоснование вывода:
Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 ГК РФ и ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Бюджетное учреждение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться таким земельным участком, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута (п. 3 ст. 269 ГК РФ).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ и ст. 51, 57, 62 БК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с государственным или муниципальным учреждением (в рассматриваемом случае это бюджетное учреждение), плата по такому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Обязанность по начислению доходов возлагается на уполномоченный орган, наделенный полномочиями администратора доходов соответствующего бюджета от такого вида поступлений (письмо Минфина России от 27.11.2020 N 02-04-10/104872). Следовательно, бюджетному учреждению в бухгалтерском учете отражать операции по начислению доходов в виде платы по соглашениям об установлении сервитута не нужно.
В свою очередь, доходы за предоставленное право использования объекта непроизведенных активов (сервитут) в соответствии с заключенным договором поступают на лицевой счет бюджетного учреждения, что должно найти отражение в бухгалтерском учете. В дальнейшем данные доходы должны быть перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета и документального оформления сложившейся ситуации в настоящее время нормативно-правовыми актами не урегулирован. В такой ситуации бюджетному учреждению необходимо самостоятельно установить порядок бухгалтерских записей, закрепив его в своей учетной политике и согласовав с финансовым органом или учредителем (п. 4 Инструкции N 174н).
Для отражения хозяйственных операций на аналитических счетах бухгалтерского учета используется соответствующий экономическому содержанию хозяйственной операции код по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Учитывая экономическое содержание дохода в рассматриваемом случае, по нашему мнению, можно применить статью 120 "Доходы от собственности" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 123 "Платежи при пользовании природными ресурсами" КОСГУ в качестве доходов от платежей при пользовании природными ресурсами (п. 12.1.2 Порядка N 85н, п. 9.2.3 Порядка N 209н).
Отражение операций по поступлению дохода от пользования природными ресурсами отражается по дебету счета 201 11 510 в корреспонденции с кредитом счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" (п. 94 Инструкции N 174н).
Учитывая, что в данном случае у учреждения нет права по начислению доходов, а есть право только на его получение за предоставленное им право использования объекта непроизведенных активов (сервитут) в соответствии с договором для дальнейшего перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, то считаем, что при перечислении денежных средств в доход бюджета следует отражать как уменьшение полученного дохода по тем же кодам классификации доходов бюджета, по которым было отражено само поступление, а именно КВД 120 КОСГУ 123.
Для расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по видам платежей в бюджеты в соответствии с п. 259 Инструкции N 157н применяется счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты", в частности, счет 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Для целей передачи информации о перечислении денежных средств в соответствующий бюджет бюджетное учреждение в соответствии с п. 2 Приложения 5 Приказа N 52н может направить Извещение (ф. 0504805). На практике такой документооборот, как правило, инициируется учреждением, которое извещает администратора кассовых поступлений об ожидаемых к поступлению в бюджет доходах. В свою очередь, администратор кассовых поступлений после поступления доходов на соответствующий лицевой счет уведомляет учреждение о поступлении средств (завершении расчетов).
Таким образом, по нашему мнению, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 23 661,
увеличение забалансового счета 18 (КВД 120 КОСГУ 123)
- отражено поступление денежных средств за предоставленное им право использования объекта непроизведенных активов (сервитут);
2. Дебет 2 303 05 123 Кредит 2 201 11 610,
уменьшение забалансового счета 17 (КВД 120 КОСГУ 123)
- отражено перечисление денежных средств за сервитут уполномоченному органу (Росимуществу);
3. Дебет 2 205 23 561 Кредит 2 303 05 123
- отражено закрытие счетов по учету доходов и расчета по платежам в бюджет на основании уведомления о поступлении денежных средств на лицевой счет уполномоченного органа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

18 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.