Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение заключило договор по КФО 2, предметом которого является изготовление из материалов подрядчика выставочного стенда для презентации. По какому КОСГУ в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить расходы на изготовление выставочного стенда для презентации?

Бюджетное учреждение заключило договор по КФО 2, предметом которого является изготовление из материалов подрядчика выставочного стенда для презентации. По какому КОСГУ в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить расходы на изготовление выставочного стенда для презентации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения подстатей КОСГУ при оплате расходов по изготовлению выставочного стенда для презентаций будет зависеть от решения комиссии по поступлению и выбытию активов об отнесении их к объектам основных средств или материальным запасам.
В случае если будет принято решение об отнесении выставочного стенда для презентаций к материальным запасам, то расходы могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
В том случае, если приобретаемый выставочный стенд для презентаций отвечает критериям признания основного средства, то расходы могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обоснование вывода:
При определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). При этом в соответствии с п. 3 Порядка N 209н выбор КОСГУ осуществляется в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции.
В соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в случае оказания данных услуг из материалов заказчика. В рассматриваемом случае контрагент осуществляет изготовление выставочного стенда для презентаций из своих материалов и нет оснований для применения подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В то же время в результате выполненных работ бюджетное учреждение получает готовый выставочный стенд для презентаций, то есть речь идет о поступлении объектов нефинансовых активов.
Расходы на приобретение (изготовление) объектов основных средств оплачиваются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н), в то время как расходы на приобретение (изготовление) материальных запасов оплачиваются за счет одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4 Порядка N 209н). В свою очередь, на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы на оплату договоров о приобретении (изготовлении) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Исходя из вышесказанного, для того, чтобы отнести расходы на изготовление выставочного стенда для презентации на конкретную статью (подстатью) КОСГУ, необходимо определить, к какому виду нефинансовых активов относится данное имущество.
Принятие решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н). В своей работе она руководствуется нормами Инструкции N 157н, федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в частности, Стандартом "Основные средства" и Стандартом "Запасы", а также учетной политикой бюджетного учреждения.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа технических характеристик приобретаемых активов.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 Стандарта "Основные средства" объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями Стандарта "Основные средства" объекты НФА не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237). Подобного рода стенды в этом пункте не поименованы.
Таким образом, если будет принято решение об отнесении выставочного стенда для презентаций к материальным запасам, то расходы могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
В том случае, если приобретаемый выставочный стенд для презентаций отвечает критериям признания основного средства, то расходы могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам "Материальные запасы" (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Порядок принятия решения об отнесении объекта к основным средствам (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Основные средства. Счет 101 00 (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

8 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.