Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Надо ли отражать в учете изменение стоимости памятника, учитываемого в составе имущества казны, при замене скульптуры из бетона на скульптуру из бронзы? Какие корреспонденции применить для отражения операции по изменению стоимости такого объекта?

Надо ли отражать в учете изменение стоимости памятника, учитываемого в составе имущества казны, при замене скульптуры из бетона на скульптуру из бронзы? Какие корреспонденции применить для отражения операции по изменению стоимости такого объекта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Квалификация произведенных работ в качестве ремонта либо модернизации (реконструкции) относится к компетенции уполномоченных должностных лиц, в частности, инициатора замены скульптуры, с учетом цели такой замены. Основанием для увеличения первоначальной стоимости объекта на сумму затрат на его модернизацию и реконструкцию может служить увеличение оставшегося срока полезного использования объекта, который является оценочным значением.

Обоснование вывода:
Органы местного самоуправления и органы, наделенные полномочиями по учету имущества казны, при ведении бюджетного учета руководствуются положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 162н.
Согласно п. 27 Инструкции N 157н, изменение балансовой стоимости объекта нефинансовых активов после его признания в бухгалтерском учете возможно только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в т.ч. с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части. При этом необходимо обязательное соблюдение условия о том, что такие работы привели к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).
Оценка возможности отнесения конкретных операций к модернизации (реконструкции) не относится к компетенции бухгалтерской службы организации бюджетной сферы. В рассматриваемой ситуации для оценки необходимости отражения в учете операций по изменению стоимости необходимо получение от инициатора заключения договора на замену скульптуры, в котором будут сформулированы ответы на следующие вопросы:
1. Чем вызвана необходимость замены скульптуры?
2. Относятся ли планируемые работы к ремонту (текущему или капитальному) или речь идет о модернизации (реконструкции)?
3. Есть ли основания ожидать после завершения работ улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта?
При этом специалисты финансового ведомства указывают, что основанием для увеличения первоначальной стоимости объекта на сумму затрат на его модернизацию и реконструкцию может являться увеличение оставшегося срока полезного использования объекта при неизменности всех других показателей функционирования (мощности, качества применения и т.п.) (смотрите, в частности, Рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов определяется постоянно действующей комиссией субъекта учета и является оценочным значением (п. 34 Инструкции N 157н, п. 6 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). При вынесении соответствующего суждения компетентными должностными лицами такое суждение не может рассматриваться в качестве безусловно ошибочного. Судебные инстанции по общему правилу при рассмотрении споров о квалификации работ в качестве ремонтных либо работ по модернизации (реконструкции) привлекают экспертов в соответствующих отраслях деятельности.
Объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отражаются на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н). Пунктом 38 Инструкции N 162н определена бухгалтерская запись для отражения увеличения первоначальной (балансовой) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению. Так увеличение стоимости недвижимого имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". Однако бухгалтерской записи для отражения операции по увеличению стоимости движимого имущества инструкция не содержит. Соответственно, при увеличении стоимости движимого имущества, учитываемого в казне, конкретную бухгалтерскую запись необходимо согласовать в порядке п. 2 Инструкции N 162н. При согласовании бухгалтерских записей можно взять за основу корреспонденцию, приведенную в п. 38 Инструкции N 162н. В то же время мы не исключаем, что может быть выбран вариант, при котором увеличение показателя счета 0 108 00 000 будет отражаться в корреспонденции со счетом 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", минуя счет 0 106 00 000.
Таким образом, при квалификации работ по замене скульптуры в качестве модернизации в учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 5Х 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х
- на основании документов, подтверждающих выполнение подрядчиком работ, отражены расходы по формированию капитальных вложений в объект;
2. Дебет КРБ 1 108 ХХ 310 Кредит КРБ 1 106 5Х 310
- отражено увеличение стоимости объекта при его модернизации (реконструкции, дооборудования).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

28 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.