Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Омской области от 31.12.2020 N 81 бюджетное учреждение заключило контракт на поставку оборудования по КФО 7. Поставщик исполнил его полностью, оборудование было поставлено вовремя и принято к учету в составе ОЦДИ на счет 101 20 в марте 2021 года, начисление амортизации осуществляется с апреля 2021 года (счет 104). С 30 апреля 2021 года приказ Министерства здравоохранения Омской области от 31.12.2020 N 81 утратил силу, соответственно, средства ОМС на его исполнение выделены не будут. Учреждение составило дополнительное соглашение об оплате данного контракта за счет приносящей доход деятельности (КФО 2). Какими бухгалтерскими записями отразить данный факт хозяйственной жизни, а именно перенести кредиторскую задолженность, оборудование и начисленную амортизацию с КФО 7 на КФО 2?

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Омской области от 31.12.2020 N 81 бюджетное учреждение заключило контракт на поставку оборудования по КФО 7. Поставщик исполнил его полностью, оборудование было поставлено вовремя и принято к учету в составе ОЦДИ на счет 101 20 в марте 2021 года, начисление амортизации осуществляется с апреля 2021 года (счет 104). С 30 апреля 2021 года приказ Министерства здравоохранения Омской области от 31.12.2020 N 81 утратил силу, соответственно, средства ОМС на его исполнение выделены не будут. Учреждение составило дополнительное соглашение об оплате данного контракта за счет приносящей доход деятельности (КФО 2). Какими бухгалтерскими записями отразить данный факт хозяйственной жизни, а именно перенести кредиторскую задолженность, оборудование и начисленную амортизацию с КФО 7 на КФО 2?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете операции по переводу медицинского оборудования, суммы начисленной на него амортизации и кредиторскую задолженность с КФО 7 на КФО 2 могут быть отражены с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Корреспонденцию счетов для отражения рассматриваемой ситуации бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и утвердить в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рамках данного вопроса нами не рассматривался вопрос правомерности заключения контракта при отсутствии финансового обеспечения на его исполнение, а также последующее заключение дополнительных соглашений к нему.
Согласно п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В рассматриваемой ситуации в соответствии с планом мероприятий по приобретению медицинского оборудования в целях обеспечения использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на 2021 год (утвержден Приказом Министерства здравоохранения Омской области от 31.12.2020 N 81) бюджетным учреждением заключен контракт, в котором в качестве источника оплаты указаны "средства ОМС" (КФО 7). Однако в связи с утратой силы с 30 апреля 2021 года Приказа N 81 и непоступлением средства ОМС на его исполнение, учреждением было принято решение о заключении дополнительного соглашения об оплате данного контракта за счет приносящей доход деятельности (КФО 2).
Обращаем внимание, что действующими нормативно-правовыми актами в области ведения бухгалтерского учета активы должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены. Это подразумевает, что и начисление амортизации по таким объектам осуществляется в рамках того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены. Иной подход приведет к искажению бухгалтерской отчетности, полноту и достоверность которой необходимо обеспечить при ведении бухгалтерского учета учреждения. Поэтому в сложившейся ситуации, по нашему мнению, учреждению необходимо отразить в бухгалтерском учете операции по переводу кредиторской задолженности, поставленного оборудования и ранее начисленную амортизацию с КФО 7 на КФО 2.
При этом полагаем, что составление дополнительного соглашения в части изменения источника оплаты следует рассматривать как новый факт хозяйственной жизни. Следовательно, отражать в учете операции по исправлению ошибки текущего года в части неверного применения КФО не нужно.
В то же время действующими Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н не предусмотрен порядок "перевода" активов с одного кода вида деятельности на другой. Вместе с тем такой порядок предусмотрен в отношении принятия к учету вложений в нефинансовые активы при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения (п. 146 Инструкции N 174н) с использованием счета 0 304 06 730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами" (смотрите также письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Такие рекомендации обусловлены экономической сущностью подобных операций - они не приводят к увеличению (уменьшению) общей стоимости активов учреждения и не изменяют его финансовый результат. Учитывая неурегулированность вопроса, учреждению необходимо разработать самостоятельно соответствующие корреспонденции счетов и закрепить в учетной политике с соблюдением порядка, предусмотренном абзацем 2 п. 4 Инструкции N 174н.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 7 302 31 83Х Кредит 7 304 06 732
- отражено уменьшение обязательств перед контрагентом по КФО 7;
2. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 302 31 73
- отражено увеличение обязательств перед контрагентом по КФО 2;
3. Дебет 7 304 06 832 Кредит 7 101 24 410
Дебет 7 104 24 411 Кредит 7 304 06 732
Дебет 2 101 24 310 Кредит 2 304 06 732
Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 104 24 411
- отражен перенос медицинского оборудования (ОЦДИ) с амортизацией с КФО 7 на КФО 2;
4. Дебет 7 304 06 832 Кредит 7 401 20 271 (7 109 ХХ 271)
Дебет 2 401 20 271 (2 109 ХХ 271) Кредит 2 304 06 832
- отражен перенос финансового результата с КФО 7 на КФО 2 в размере начисленной амортизации.
Кроме того, дополнительно необходимо отразить корреспонденции счетов по корректировке ранее принятых обязательств, денежных обязательств на счетах санкционирования расходов экономического субъекта. Это связано с тем, что изначально расходы уже были запланированы за счет средств по обязательному медицинскому страхованию. Перевод кредиторской задолженности с КФО 7 на КФО 2 без одновременного переноса обязательств (денежных обязательств) по счетам санкционирования невозможен, отсутствие такого переноса не позволит корректно сформировать бухгалтерскую отчетность бюджетного учреждения, в частности, Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

6 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.