Бюджетное учреждение (заказчик) заключило договор на оказание услуг оценки стоимости объектов недвижимости. В феврале 2021 года был подготовлен отчет, стоимость услуг оценки согласно акту от 05.02.2021 отражена в расходах, кредиторская задолженность начислена и оплачена. 9 июля 2021 года бюджетное учреждение получило отказ в принятии отчета оценки Территориальным управлением Росимущества в связи с тем, что он не соответствует стандартам оценки, законодательству и методологии оценки. На основании мотивированного мнения Территориального управления Росимущества заказчик выставил претензию оценщикам с требованием вернуть перечисленные по договору деньги, а также подготовил соглашение о расторжении договора. Какую корреспонденцию счетов нужно сделать на основании выставленной претензии на возврат перечисленных ранее денежных средств в оплату акта оказанных услуг? По какому коду доходов, коду виду расходов, КОСГУ, какой корреспонденцией счетов отразить возврат средств от оценщиков?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На основании подтверждающего право требования документа (претензии), направленного плательщику, в бухгалтерском учете отражается операция по начислению доходов от компенсации затрат и с применением счета 2 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации, по мнению бюджетного учреждения, подрядчик в 2021 году некачественно оказал услугу по оценке стоимости объектов недвижимости. В связи с чем ему выставлена претензия и подготовлено соглашение на расторжение договора, при этом акт выполненных работ подписан без замечаний и оплата проведена в полном объеме.
Отметим, что ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы установлена ст. 723 ГК РФ. В то же время п. 4 ст. 720 ГК РФ установлено, что заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
При этом, подписав акт сдачи-приемки услуг без замечаний, заказчик может столкнуться с проблемой доказывания самого факта ненадлежащего оказания услуг (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2013 по делу N А53-32050/2012, оставленное без изменений постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2013 N Ф08-5537/13 по делу N А53-32050/2012).
Таким образом, составленная бюджетным учреждением претензия, а также проект соглашения о расторжении договора не может рассматриваться в качестве основания для восстановления фактических расходов или исправления бухгалтерской ошибки. По нашему мнению, данную ситуацию следует рассматривать в качестве самостоятельного факта хозяйственной жизни, а именно как компенсацию ранее понесенных расходов (затрат). Иными словами, на основании подтверждающего право требования документа (претензии), направленного плательщику, в бухгалтерском учете отражается операция по начислению доходов от компенсации затрат.
По общему правилу доходы, полученные в качестве компенсации ранее понесенных расходов, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н). Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат", 0 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (п. 109 Инструкции N 174н).
В случае если подрядчик отказывается добровольно возвращать денежные средства за "некачественно" оказанную услугу, оспаривает сделку, если решать вопрос планируется через судебные органы, то в связи с отсутствием информации у бюджетного учреждения о том, когда именно и в чью пользу будет вынесено решение суда, доходы от компенсации затрат подлежат отражению в качестве доходов будущих периодов, с применением счета 0 401 40 000. Доходами текущего года они могут быть признаны на основании вступившего в законную силу решения суда (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 03.09.2018 N 02-05-11/62851).
Напоминаем, что начисление сумм компенсаций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по общему правилу отражается по КФО 2. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на погашение обязательств, принятых в рамках иных видов деятельности (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения согласно положениям Инструкции N 174н факт начисления доходов от компенсации затрат бюджетного учреждения, а также последующее поступление средств на лицевой счет от контрагента могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 40 134
- отражено начисление доходов от компенсации затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
- отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения средств от контрагента;
3. Дебет 2 401 40 134 Кредит 2 401 10 134
- доходы будущих периодов признаны доходами текущего года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
30 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.