Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение (заказчик) заключило договор на оказание услуг оценки стоимости объектов недвижимости. В феврале 2021 года был подготовлен отчет, стоимость услуг оценки согласно акту от 05.02.2021 отражена в расходах, кредиторская задолженность начислена и оплачена. 9 июля 2021 года бюджетное учреждение получило отказ в принятии отчета оценки Территориальным управлением Росимущества в связи с тем, что он не соответствует стандартам оценки, законодательству и методологии оценки. На основании мотивированного мнения Территориального управления Росимущества заказчик выставил претензию оценщикам с требованием вернуть перечисленные по договору деньги, а также подготовил соглашение о расторжении договора. Какую корреспонденцию счетов нужно сделать на основании выставленной претензии на возврат перечисленных ранее денежных средств в оплату акта оказанных услуг? По какому коду доходов, коду виду расходов, КОСГУ, какой корреспонденцией счетов отразить возврат средств от оценщиков?

Бюджетное учреждение (заказчик) заключило договор на оказание услуг оценки стоимости объектов недвижимости. В феврале 2021 года был подготовлен отчет, стоимость услуг оценки согласно акту от 05.02.2021 отражена в расходах, кредиторская задолженность начислена и оплачена. 9 июля 2021 года бюджетное учреждение получило отказ в принятии отчета оценки Территориальным управлением Росимущества в связи с тем, что он не соответствует стандартам оценки, законодательству и методологии оценки. На основании мотивированного мнения Территориального управления Росимущества заказчик выставил претензию оценщикам с требованием вернуть перечисленные по договору деньги, а также подготовил соглашение о расторжении договора. Какую корреспонденцию счетов нужно сделать на основании выставленной претензии на возврат перечисленных ранее денежных средств в оплату акта оказанных услуг? По какому коду доходов, коду виду расходов, КОСГУ, какой корреспонденцией счетов отразить возврат средств от оценщиков?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На основании подтверждающего право требования документа (претензии), направленного плательщику, в бухгалтерском учете отражается операция по начислению доходов от компенсации затрат и с применением счета 2 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации, по мнению бюджетного учреждения, подрядчик в 2021 году некачественно оказал услугу по оценке стоимости объектов недвижимости. В связи с чем ему выставлена претензия и подготовлено соглашение на расторжение договора, при этом акт выполненных работ подписан без замечаний и оплата проведена в полном объеме.
Отметим, что ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы установлена ст. 723 ГК РФ. В то же время п. 4 ст. 720 ГК РФ установлено, что заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
При этом, подписав акт сдачи-приемки услуг без замечаний, заказчик может столкнуться с проблемой доказывания самого факта ненадлежащего оказания услуг (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2013 по делу N А53-32050/2012, оставленное без изменений постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2013 N Ф08-5537/13 по делу N А53-32050/2012).
Таким образом, составленная бюджетным учреждением претензия, а также проект соглашения о расторжении договора не может рассматриваться в качестве основания для восстановления фактических расходов или исправления бухгалтерской ошибки. По нашему мнению, данную ситуацию следует рассматривать в качестве самостоятельного факта хозяйственной жизни, а именно как компенсацию ранее понесенных расходов (затрат). Иными словами, на основании подтверждающего право требования документа (претензии), направленного плательщику, в бухгалтерском учете отражается операция по начислению доходов от компенсации затрат.
По общему правилу доходы, полученные в качестве компенсации ранее понесенных расходов, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н). Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат", 0 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (п. 109 Инструкции N 174н).
В случае если подрядчик отказывается добровольно возвращать денежные средства за "некачественно" оказанную услугу, оспаривает сделку, если решать вопрос планируется через судебные органы, то в связи с отсутствием информации у бюджетного учреждения о том, когда именно и в чью пользу будет вынесено решение суда, доходы от компенсации затрат подлежат отражению в качестве доходов будущих периодов, с применением счета 0 401 40 000. Доходами текущего года они могут быть признаны на основании вступившего в законную силу решения суда (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 03.09.2018 N 02-05-11/62851).
Напоминаем, что начисление сумм компенсаций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по общему правилу отражается по КФО 2. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на погашение обязательств, принятых в рамках иных видов деятельности (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения согласно положениям Инструкции N 174н факт начисления доходов от компенсации затрат бюджетного учреждения, а также последующее поступление средств на лицевой счет от контрагента могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 40 134
- отражено начисление доходов от компенсации затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
- отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения средств от контрагента;
3. Дебет 2 401 40 134 Кредит 2 401 10 134
- доходы будущих периодов признаны доходами текущего года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

30 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.