Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение в 2019 году заключало контракт. Контракт был исполнен в 2019 году, но с нарушением сроков. В связи с этим в 2019 году в адрес контрагента была направлена претензия об уплате им пени. В бюджетном учете была сделана корреспонденция Дебет 209 41 Кредит 401 10. Однако контрагент на данную претензию не ответил, оплата до сих пор не поступила. В 2021 году в связи с изменением ставки рефинансирования казенное учреждение пересчитало сумму подлежащих уплате пеней и направило в адрес контрагента уведомление (претензию) об изменении в сторону уменьшения подлежащих им уплате пеней. Контрагент на данную претензию также ответил. Как в 2021 году в бюджетном учете казенного учреждения отразить уменьшение начисленной в 2019 году пени в связи с изменением ставки рефинансирования?

Казенное учреждение в 2019 году заключало контракт. Контракт был исполнен в 2019 году, но с нарушением сроков. В связи с этим в 2019 году в адрес контрагента была направлена претензия об уплате им пени. В бюджетном учете была сделана корреспонденция Дебет 209 41 Кредит 401 10. Однако контрагент на данную претензию не ответил, оплата до сих пор не поступила. В 2021 году в связи с изменением ставки рефинансирования казенное учреждение пересчитало сумму подлежащих уплате пеней и направило в адрес контрагента уведомление (претензию) об изменении в сторону уменьшения подлежащих им уплате пеней. Контрагент на данную претензию также ответил. Как в 2021 году в бюджетном учете казенного учреждения отразить уменьшение начисленной в 2019 году пени в связи с изменением ставки рефинансирования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность в части пеней, начисленных за нарушение условий контракта, корректно начислять в корреспонденции со счетом 401 40 "Доходы будущих периодов". Соответственно, в бюджетном учете казенного учреждения необходимо исправить ошибку прошлых лет. Сумма уменьшения ожидаемых доходов от ранее признанной задолженности по пеням в связи с уменьшением ставки рефинансирования отражается обратной корреспонденцией счетов при наличии необходимости такой корректировки в соответствии с положениями учетной политики и условиями контракта.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 221 Инструкции N 157н суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров (работ, услуг), отражаются по дебету счета 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
Согласно п. 86 Инструкции N 162н суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 1 209 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" и кредиту счета 1 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)", 1 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)".
В соответствии с п. 32 Стандарта "Доходы" к доходам от пеней относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению. Для отражения в учете ожидаемых (прогнозных) доходов от пеней, когда у субъекта учета отсутствует уверенность в получении денежных средств, предназначен счет 401 40 "Доходы будущих периодов" (п. 301 Инструкции N 157н). Поэтому в рассматриваемой ситуации, так как контрагент не ответил на уведомление об удержании с него пени, то есть у учреждения нет уверенности в том, что данная сумма пени будет перечислена контрагентом, не определен период поступления денежных средств, то начисление ожидаемых сумм штрафных санкций за нарушение условий контракта в объеме, рассчитанном уполномоченными лицами учреждения, необходимо было отразить в качестве доходов будущих периодов в корреспонденции со счетом 401 40. Соответственно, учреждению необходимо, прежде всего, исправить ошибку прошлых лет в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с обособлением в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.
Так как ошибка была совершена в 2019 году, то для целей ее исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать специальные счета, применяемые для этих целей (пп. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). При разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных самостоятельно и влияющих на финансовый результат, в части доходов используется счет 0 401 19 000 "Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году", в части ошибок, не корректирующих показатели на счетах финансового результата, используется счет 0 304 96 000 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году".
Отметим, что корреспонденции по исправлению ошибок прошлых лет в Инструкции N 162н отсутствуют. Поэтому конкретный порядок отражения таких хозяйственных операций следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н, и закрепить в рамках формирования учетной политики.
Вместе с тем действующими нормативно-правовыми актами, в частности п. 86 Инструкции N 162н, предусмотрен порядок изменения (уменьшения, списания) суммы дебиторской задолженности только на основании решения суда и в связи с неустановлением виновных лиц обратной корреспонденцией счетов. То есть изменение суммы штрафных санкций в связи с изменением ставки рефинансирования нормативно-правовыми актами в настоящее время не урегулировано. Соответственно, такой порядок необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения с учетом положений соответствующего контракта (договора).
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 19 141
- способом "Красное сторно" отражено начисление штрафных санкций (пени) в качестве доходов текущего отчетного периода;
2. Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит гКБК 1 304 96 731
Дебет гКБК 1 304 96 831 Кредит КДБ 1 401 40 141
- дополнительной бухгалтерской записью доходы по пеням отражены в составе доходов будущих периодов;
В случае необходимости корректировки штрафных санкций в связи с изменением ставки рефинансирования на основании условий соответствующего контракта (договора):
Дебет КДБ 1 401 40 141 Кредит КДБ 1 209 41 66Х
- отражено уменьшение дебиторской задолженности по пеням в 2021 году в связи с изменением ставки рефинансирования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

13 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.