Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган власти субъекта РФ - учредитель по централизованному снабжению получает медикаменты для автономного учреждения. Плательщик - Министерство здравоохранения РФ. Товарная накладная оформляется в день отгрузки. Однако извещение и акт приема-передачи от Министерства здравоохранения РФ представляются с опозданием. Медикаменты передаются автономному учреждению сначала без извещения. Автономное учреждение имеет право на распоряжение медикаментами. После того, как учредитель получит извещение и акт приема-передачи от Минздрава России, он направляет извещение в адрес автономного учреждения. Как в бюджетном учете казенного учреждения отразить поступление и передачу медикаментов? Как в бухгалтерском учете автономного учреждения отразить поступление медикаментов от учредителя?

Орган власти субъекта РФ - учредитель по централизованному снабжению получает медикаменты для автономного учреждения. Плательщик - Министерство здравоохранения РФ. Товарная накладная оформляется в день отгрузки. Однако извещение и акт приема-передачи от Министерства здравоохранения РФ представляются с опозданием. Медикаменты передаются автономному учреждению сначала без извещения. Автономное учреждение имеет право на распоряжение медикаментами. После того, как учредитель получит извещение и акт приема-передачи от Минздрава России, он направляет извещение в адрес автономного учреждения. Как в бюджетном учете казенного учреждения отразить поступление и передачу медикаментов? Как в бухгалтерском учете автономного учреждения отразить поступление медикаментов от учредителя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета операций по получению казенными учреждениями имущества по централизованному снабжению в рамках межбюджетных отношений с последующей передачей. Такой порядок должен быть определен финорганом субъекта РФ и закреплен в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
По общему правилу материальные ценности, полученные одним учреждением в целях последующей передачи другим организациям бюджетной сферы, учитываются на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 31 Инструкции N 162н, смотрите, в частности, письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66247).
Дальнейшая передача медикаментов в автономное учреждение может быть отражена корреспонденцией по дебету счета 1 401 20 240 "Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера организациям" и кредиту счета 1 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество" (пп. 34, 156 Инструкции N 162н).
Порядок отражения расчетов по снабжению имуществом в том случае, если расходы на приобретение такого имущества были осуществлены получателем средств федерального бюджета в целях передачи имущества для использования его в деятельности бюджетных и автономных учреждений, учредителем которых является субъект РФ, доведен специалистами финансового ведомства в письме Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66247.
При этом в 2016 году специалисты финансового ведомства указывали на необходимость учета имущества у получающей стороны на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению", несмотря на отсутствие в разделе 6 Инструкции N 162н норм, позволяющих применять данный забалансовый счет для отражения операций по централизованному снабжения материальными ценностями организаций бюджетной сферы и иной подведомственности и (или) созданным на базе имущества иных публично-правовых образований.
В настоящее время, учитывая, что полученное автономным учреждением имущество, исходя из положений п. 36 Стандарта "Концептуальные основы..." и п. 7 Стандарта "Запасы", отвечает критериям признания активов, в частности, материальных запасов, у учреждения есть основания для принятия их к балансовому учету по факту их получения. Соответственно, необходимость применения забалансового счета 22 с учетом применяемой организациями бюджетной сферы в настоящее время методологией бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации отсутствует.
В соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом N 52н, Извещение (ф. 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах. Извещение (ф. 0504805) формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения, участвующего в приемке-передаче объектов учета. Следует отметить, что Приказ N 52н не устанавливает требования о формировании Извещения исключительно передающей стороной. Таким образом, получатель имущества, в данном случае орган-учредитель, вправе самостоятельно сформировать Извещение и направить его в адрес Министерства здравоохранения РФ (смотрите также письма Минфина России от 23.12.2016. N 02-07-10/77822, от 17.11.2016 N 02-07-10/67862).
Учитывая, что детальный порядок организации бухгалтерского учета операций по получению органом-учредителем имущества от иного публично-правового образования в целях передачи его подведомственным учреждениям для использования в деятельности нормативно не урегулирован, определить его необходимо в рамках учетной политики по согласованию с финорганом. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации могут быть использованы следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 34 346 Кредит КДБ 1 401 10 151
- датой приемки медикаментов отражено принятие вложений у органа-учредителя;
2. Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 106 34 446
- отражено закрепление на праве оперативного управления за учреждением-потребителем (автономным учреждением).
На основании документов, подтверждающих получение медикаментов, в учете автономного учреждения согласно Инструкции N 183н отражается принятие к учету материальных запасов:
Дебет 4 105 31 341 Кредит 4 401 10 191
- отражено принятие к учету медикаментов при закреплении права оперативного управления.
В том случае, если отгрузка осуществляется непосредственно в учреждение, то дата принятия к учету вложений у органа-учредителя будет совпадать с датой принятия к учету матзапасов у учреждения. При этом требования к порядку документооборота между органом исполнительной власти РФ и подведомственными ему учреждениями в целях обеспечения единообразного подхода также могут быть установлены финорганом субъекта РФ или иным уполномоченным органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.