Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автомобиль, принадлежащий казенному учреждению на праве оперативного управления, попал в ДТП. Виновным признан второй участник ДТП. Виновное лицо не оспаривает размер подлежащего возмещению ущерба. Он внес сумму возмещения в кассу учреждения. Какими бухгалтерскими записями отразить рассматриваемую ситуацию? Возможно ли возмещение расходов на ремонт автомобиля виновным лицом путем составления трехстороннего договора между учреждением, автосервисом и виновником ДТП, согласно которому автосервис производит ремонт автомобиля, выставляет акт учреждению, а виновник оплачивает данный ремонт? Вправе ли казенные учреждения отражать операции зачета встречных однородных требований?

Автомобиль, принадлежащий казенному учреждению на праве оперативного управления, попал в ДТП. Виновным признан второй участник ДТП. Виновное лицо не оспаривает размер подлежащего возмещению ущерба. Он внес сумму возмещения в кассу учреждения. Какими бухгалтерскими записями отразить рассматриваемую ситуацию? Возможно ли возмещение расходов на ремонт автомобиля виновным лицом путем составления трехстороннего договора между учреждением, автосервисом и виновником ДТП, согласно которому автосервис производит ремонт автомобиля, выставляет акт учреждению, а виновник оплачивает данный ремонт? Вправе ли казенные учреждения отражать операции зачета встречных однородных требований?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность виновного лица по возмещению ущерба, причиненного в результате ДТП, может быть отражена по статье 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ с применением счета 209 44 "Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)".
Расходы на ремонт поврежденного имущества или приобретение нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должны осуществляться в общеустановленном для получателей средств бюджета порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.
Расходы на ремонт имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ. Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Казенные учреждения, являясь получателями бюджетных средств, при заключении в рамках своих полномочий договоров (контрактов) не вправе, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное, предусматривать исполнение денежных обязательств, возникающих у сторон договоров (контрактов), иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств. Другими словами, расчеты по любым доходам казенного учреждения, которые в соответствии с положениями ст. 41 БК РФ квалифицируются в качестве доходов бюджета, должны завершаться перечислением денежных средств в соответствующий бюджет.
Возможность зачета встречных однородных требований для казенных учреждений допускается только при исполнении судебных актов.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 23 ст. 12 федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с лица, причинившего вред имуществу учреждения в результате ДТП, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной, в соответствии с данным законом. Таким образом, учреждение, имуществу которого причинен вред, вправе в порядке, установленном ГК РФ, требовать от виновника ДТП возместить причиненный ущерб.
Для учета расчетов, в том числе по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам принудительного изъятия, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, применяется счет 209 00 (пп. 220, 221 Инструкции N 157н).
Согласно п. 9.4.4 Порядка N 209н доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка N 85н).
В рассматриваемой ситуации виновное лицо установлено и не оспаривает размер подлежащего возмещению ущерба. Соответственно, исходя из положений п. 34 Стандарта "Доходы", доходы от возмещения ущерба могут быть признаны доходами текущего финансового года.
Доходы, полученные казенными учреждениями, отражаются в доходах бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Следовательно, денежные средства, полученные от виновного лица в возмещение ущерба, должны быть направлены в доход бюджета.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 209 44 56Х Кредит 1 401 10 144
- отражена задолженность лица, виновного в причинении ущерба учреждению;
Дебет 1 201 34 510*(1) Кредит 1 209 44 66Х
- поступила сумма ущерба в кассу;
Дебет 1 210 03 561*(1) Кредит 1 201 34 610*(1)
- выданы средства из кассы для зачисления на лицевой счет администратора;
Дебет 1 210 02 144 Кредит 1 210 03 661*(1)
- зачислены денежные средства на лицевой счет администратора.
Обратим внимание, что согласно ст. 72 БК РФ закупки получателя бюджетных средств совершаются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть в порядке, определяемом федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон 44-ФЗ).
Ремонт имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, независимо от формы оплаты, признается закупкой для государственных (муниципальных) нужд. Соответственно, расходы на проведение указанных работ должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
Законом N 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не предусмотрено (смотрите, в частности, письмо Министерства экономического развития РФ от 14.06.2016 N Д28и-1614).
В отношении прекращения обязательств путем взаимозачета отметим следующее.
Основания прекращения обязательств регулируются главой 26 ГК РФ. В частности, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ). Статьей 411 ГК РФ определены случаи, когда проведение зачета недопустимо. Каких-либо специальных ограничений на осуществление подобных операций государственными (муниципальными) учреждениями ГК РФ не содержит.
Однако, рассматривая законность осуществления казенным учреждением неденежных расчетов по договорам (контрактам), положения гражданского законодательства следует применять во взаимосвязи с нормами БК РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 15.08.2016 N 02-07-10/47662).
Бюджетный кодекс РФ предусматривает исполнение бюджета в денежном выражении:
- в части доходов - путем зачисления средств на единый счет бюджета (ст. 218 БК РФ);
- в части расходов - путем санкционирования оплаты денежного обязательства, принятого получателем бюджетных средств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (кроме денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) (ст. 219 БК РФ).
Специалисты Минфина России допускают неденежные расчеты, но только в случае погашения перед бюджетом штрафных санкций по контракту (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-07-10/76491).
Судебная практика также указывает на возможность зачета встречных однородных требований для казенных учреждений только при исполнении судебных актов (смотрите определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 302-ЭС19-15800, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 N 03АП-3840/2008).
Во всех же остальных случаях, прежде всего при проведении закупок для муниципальных нужд, оснований для проведения неденежных расчетов зачетом встречных однородных требований бюджетное законодательство не содержит.
Таким образом, рекомендуем отражать операции по возмещению виновным лицом сумм ущерба в порядке, изложенном выше (путем поступления средств от виновного лица в кассу (расчетный счет) учреждения с дальнейшим зачислением их в доход бюджета).
Как отмечено в письмах Минфина РФ от 16.05.2012 N 02-03-09/1740, от 07.11.2012 N 02-13-06/4672, финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового имущества в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в установленном для получателей бюджетных средств порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

19 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (пп. 365, 367 Инструкции N 157н).