Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2021 году бюджетное учреждение будет заключать договор о монтаже аварийного освещения путей эвакуации из материалов подрядчика в рамках капитального ремонта. Будет выделена субсидия на иные цели по КВР 243. По факту исполнения договора будет представлен акт выполненных работ. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения (коммуникации внутри зданий (единые функционирующие системы) принимаются к учету в качестве единого инвентарного объекта) и на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов система аварийного освещения будет принята к учету в качестве единого инвентарного объекта. По каким КВР и КОСГУ отразить оплату договора о монтаже системы аварийного освещения путей эвакуации?

В 2021 году бюджетное учреждение будет заключать договор о монтаже аварийного освещения путей эвакуации из материалов подрядчика в рамках капитального ремонта. Будет выделена субсидия на иные цели по КВР 243. По факту исполнения договора будет представлен акт выполненных работ. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения (коммуникации внутри зданий (единые функционирующие системы) принимаются к учету в качестве единого инвентарного объекта) и на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов система аварийного освещения будет принята к учету в качестве единого инвентарного объекта. По каким КВР и КОСГУ отразить оплату договора о монтаже системы аварийного освещения путей эвакуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на монтаж системы аварийного освещения, которая будет принята к учету в качестве самостоятельного инвентарного объекта основного средства, могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления и т.п. При этом работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).
В то же время не исключена ситуация, когда система аварийного освещения, исходя из ее технических характеристик, согласно решению профильной комиссии, а также положениям учетной политики может быть учтена в качестве единого инвентарного объекта. Так, принятие решения о способе учета системы аварийного освещения относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия), исходя из технических характеристик объекта, его функционального назначения и направления использования, а также основываясь на положениях учетной политики (п. 34 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации учреждением заключается договор о выполнении работ по монтажу системы аварийного освещения с использованием материалов и оборудования исполнителя, которая будет учтена в качестве единого инвентарного объекта основного средства. Результат работ, в сумму которых входит в том числе стоимость установленного подрядчиком оборудования, подтверждается актом. Это свидетельствует о возможности применения учреждением для отражения расходов конкретного кода бюджетной классификации и подстатьи КОСГУ.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетные учреждения применяют положения Порядка N 85н и Порядка N 209н, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции (п. 48 Порядка N 85н, п. 3 Порядка N 209н).
Положениями п. 10.2.8 Порядка N 209н прямо предусмотрено, что расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе на установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как система аварийного освещения, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Соответственно, расходы, отражаемые по данной подстатье, относятся на увеличение стоимости объектов основных средств (п. 7 Порядка N 209н), то есть формируют вложения на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н). Однако применение данной подстатьи в данном случае считаем нецелесообразным ввиду того, что заключен единый договор о поставке и монтаже системы аварийного освещения. Применение подстатьи 228 КОСГУ, на наш взгляд, обоснованно в случае, если заключается отдельный договор о монтаже такой системы и комиссия по поступлению и выбытию активов приняла решение о включении стоимости монтажа в первоначальную стоимость создаваемого объекта основного средства. Иными словами, применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ актуально при исполнении нескольких контрактов, целью которых также будет формирование одного объекта основных средств - системы аварийного освещения, но при этом закупка основных средств, материальных запасов, выполнение работ будут являться предметами нескольких различных контрактов.
В свою очередь, на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров не только на приобретение объектов, отвечающих критериям признания объектов основных средств, но и договоров на их создание (изготовление). Учитывая, что в рассматриваемом случае речь идет о заключение договора о монтаже из материалов исполнителя системы аварийного освещения, которая по решению комиссии будет принята к учету в качестве единого инвентарного объекта, то считаем возможным расходы на оплату такого договора в полном объеме отнести на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н, смотрите также письмо Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563, раздел III Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62483).
В соответствии с п. 48.2.4.3 Порядка N 85н с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту и реставрации государственного (муниципального) имущества.
К капитальному ремонту объектов капитального строительства относятся замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Также п. 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, установлено, что в ходе капитального ремонта устраняются неисправности всех изношенных элементов, они восстанавливаются или заменяются (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования.
По общему правилу расходы на проведение капитального ремонта не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость ремонтируемых объектов. Однако согласно п. 28 Стандарта "Основные средства" в определенных случаях при проведении ремонтов затраты на создание активов могут формировать объем капитальных вложений, т.е. отражены по дебету счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". В то же время в указанной норме речь идет не обо всех затратах на проведение ремонтов, а только о той части, которая относится к созданию активов.
Таким образом, применение элемента вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" возможно только в том случае, если данные работы проводятся при проведении капитального ремонта здания (помещений), то есть такие работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального ремонта здания (помещений), а также только часть работ по договору на проведение капитального ремонта формирует первоначальную стоимость объекта основного средства.
Вместе с тем расходы, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", в том числе на оплату договоров о монтаже, обеспечении функционирования и поддержке работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, относятся на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (смотрите также письмо Минфина России от 10.10.2019 N 02-05-10/78106).
Так как в рассматриваемом случае речь идет о создании единого объекта основного средства, а не о ремонте здания, в процессе которого возникает система аварийного освещения, то такие расходы следует отнести на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Таким образом, расходы на монтаж системы аварийного освещения, которая будет принята к учету в качестве самостоятельного инвентарного объекта основного средства, могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

15 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.