Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение заключило договор с распределительной сетевой компанией (исполнитель). Предмет договора - "оказание на возмездной основе услуг по предоставлению возможности размещения светильников уличного освещения на опорах, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании". Данную услугу учреждение оплачивало и оплачивает по подстатье 225 КОСГУ. Ревизоры указали на то, что данные расходы производились неправомерно, их нужно относить на подстатью 226 КОСГУ. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы?

Бюджетное учреждение заключило договор с распределительной сетевой компанией (исполнитель). Предмет договора - "оказание на возмездной основе услуг по предоставлению возможности размещения светильников уличного освещения на опорах, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании". Данную услугу учреждение оплачивало и оплачивает по подстатье 225 КОСГУ. Ревизоры указали на то, что данные расходы производились неправомерно, их нужно относить на подстатью 226 КОСГУ. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что плата за размещение светильников уличного освещения на опорах, принадлежащих иному собственнику, может быть отнесена на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н). В соответствии с п. 3 Порядка N 209н расходы подлежат отражению по соответствующим элементам вида расходов и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. То есть в зависимости от экономической направленности расходов зависит применение определенного кода вида расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ, следовательно, профильная комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов учреждения должна проанализировать все обстоятельства договора и принять верное решение в отношении применения КОСГУ для конкретного факта хозяйственной жизни.
В рассматриваемом случае учреждением заключен договор с распределительной сетевой компанией, в соответствии с которым последняя, являясь и исполнителем по договору, и балансодержателем световых опор, предоставляет возможность учреждению разместить на своих опорах светильники уличного освещения.
Порядком N 209н указанные расходы впрямую не поименованы, поэтому следует обратиться к экономическому содержанию предмета договора. Согласно п. 10.2.5 Порядка N 209н на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров о выполнении работ, оказании услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на содержание нефинансовых активов в чистоте, в частности на уборку снега, мусора. Главным критерием отнесения расходов на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ является наличие у учреждения каких-либо прав на активы, подтвержденных соответствующими документами.
В рассматриваемой ситуации учреждение собственником опор не является, согласно договору учреждению предоставляется возможность разместить уличное освещение на опорах, собственником которых и исполнителем работ по договору является иная организация - распределительная сетевая компания. Поэтому если у учреждения нет договора аренды либо безвозмездного пользования на опоры, относить расходы на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ представляется нам не вполне корректным. Полагаем, что плата за размещение светильников уличного освещения на опорах, принадлежащих иному собственнику, может быть отнесена на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

К сведению:
С 1 января 2016 года коды КОСГУ не применяются в целях планирования и исполнения бюджетов согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ. Соответственно, ошибки в применении КОСГУ могут быть зафиксированы в ходе контрольных мероприятий в качестве финансовых нарушений, однако о нецелевом/неправомерном расходовании средств, по нашему мнению, речи уже идти не может. Также на это указывает и судебная практика: нарушение порядка применения кодов КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств, так как указанные коды используются исключительно в целях отражения операций в учете и отчетности организаций госсектора и не определяют целевой характер расходов (смотрите, в частности: решение Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2019 по делу N А51-12164/2019). При этом существует вероятность привлечения должностных лиц учреждения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

7 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.