Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении вышла из строя сплит-система. Данная материальная ценность ремонту не подлежит. Система была приобретена за счет средств КФО 4, не является ОЦДИ. Как документально и в бухгалтерском учете отразить выбытие сплит-системы?

В бюджетном учреждении вышла из строя сплит-система. Данная материальная ценность ремонту не подлежит. Система была приобретена за счет средств КФО 4, не является ОЦДИ. Как документально и в бухгалтерском учете отразить выбытие сплит-системы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данной ситуации списание сплит-системы, находящейся в бюджетном учреждении на праве оперативного управления, должно осуществляться в порядке, утвержденном на уровне конкретного публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Выбытие с бухгалтерского учета объекта основных средств осуществляется при прекращении признания его в качестве актива (пп. 45, 46 Стандарта "Основные средства"). Одним из оснований такого признания является моральный или физический износ объекта, из-за которого он непригоден для дальнейшего использования по целевому назначению.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834). Отметим, что в отношении рассматриваемой в вопросе ситуации необходимого нормативного документа в свободном доступе нет.
По общему правилу подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Так, при списании оборудования, компьютерной и иной техники оформляется Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (далее - Акт (ф. 0504104)). Акт (ф. 0504104) является одной из унифицированных форм первичных учетных документов, порядок заполнения которой закреплен в приложении N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (смотрите, к примеру, пп. 10, 13 Положения N 834). Кроме этого, как уже было отмечено выше, в определенных случаях до утверждения руководителем учреждения Акт о списании имущества должен быть согласован с уполномоченными органами. В частности, федеральные учреждения согласовывают списание имущества с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования, в том числе список предоставляемых учреждениями документов, эти органы устанавливают сами*(1).
Отметим, что в отдельных правовых актах муниципальных образований встречается, что иное движимое имущество учреждение вправе списывать самостоятельно, то есть без согласования. Критериями такого отбора могут быть, например, стоимость основного средства, отсутствие объекта в перечне ОЦДИ и т.д.
Таким образом, возможность самостоятельного списания сплит-системы, обязанность согласования решения о списании, пакет обязательных документов, необходимых для списания того или иного вида имущества - все это те моменты, которые закрепляются в порядке, утвержденном на уровне конкретного публично-правового образования. Поэтому в данной ситуации прежде чем начать процесс списания сплит-системы с бухгалтерского учета бюджетного учреждения, необходимо проанализировать положения нормативного документа соответствующего муниципального образования.
Следует также учитывать, что до утверждения в установленном порядке Акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается (смотрите также п. 11 Положения N 834). То есть только после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть осуществлены мероприятия, предусмотренные данным первичным документом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Эту последовательность можно объяснить следующим. Например, процесс демонтажа и изъятия из основного средства лома, отдельных деталей и материалов будет запущен, а руководитель не утвердит Акт о списании, приняв решение о нецелесообразности списания объекта и возможности его дальнейшего использования, в частности, путем восстановления.
Таким образом, выполнять разбор, демонтаж и т.д. основных средств бюджетному учреждению следует после утверждения Акта о списании. Реализация мероприятий осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается профильной комиссией.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения списание основного средства с балансового учета по причине невозможности его дальнейшего использования (негодность, физический и (или) моральный износ, иные основания) отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и дебету счетов (п. 12 Инструкции N 174н):
- 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества);
- 0 104 ХХ 4Х1 "Амортизация" (в части начисленной амортизации);
- 0 114 ХХ 4Х2 "Обесценение" (в части начисленного убытка от обесценения).
Вместе с тем до момента демонтажа (утилизации, уничтожения) объекта основных средств его учет организуется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (пп. 35, 335 Инструкции N 157н). Подобное имущество не отвечает понятию актива и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02.
Полное выбытие списанного имущества оформляется в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (пп. 51, 52 Инструкции N 157н). Выбытие списанного имущества, числящегося в забалансовом учете, отражается путем уменьшения показателя по соответствующему забалансовому счету. Кроме того, на основании Акта о списании в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 3 "Сведения о принятии к учету и о выбытии объекта" производится отметка о выбытии объекта.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 4 104 3Х 411 Кредит 4 101 3Х 410*(2)
- отражено выбытие сплит-системы в части суммы начисленной амортизации;
2. Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 101 3Х 410*(2)
- отражено выбытие сплит-системы в части остаточной стоимости;
3. Увеличение забалансового счета 02 - сплит-система до момента утилизации учтена на забалансе;
4. Уменьшение забалансового счета 02
- отражено списание сплит-системы с забалансового учета после реализации мероприятий, предусмотренных актом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Оформление и отражение в учете учреждения ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

7 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня - каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (подп. "г" п. 6 Положения N 834).
*(2) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х, то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.