Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе бюджетного учреждения на счете 101.24 числится принтер для оформления пропусков. Учреждению необходимо произвести диагностику и ремонт имущества силами сторонней организации. При этом для проведения данных работ оборудование направляется в другой регион с привлечением транспортной компании. Какими документами бухгалтерия должна оформить отправку данного принтера? Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете? Необходимо ли списывать принтер с балансового учета?

На балансе бюджетного учреждения на счете 101.24 числится принтер для оформления пропусков. Учреждению необходимо произвести диагностику и ремонт имущества силами сторонней организации. При этом для проведения данных работ оборудование направляется в другой регион с привлечением транспортной компании. Какими документами бухгалтерия должна оформить отправку данного принтера? Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете? Необходимо ли списывать принтер с балансового учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если принтер подлежит ремонту, ремонт экономически целесообразен, то основания для принятия комиссией по поступлению и выбытию активов решения о списании его со счета 101 24 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения", на наш взгляд, отсутствуют.
Передача имущества контрагенту в целях осуществления его диагностики и дальнейшего ремонта может быть отражена в учете в качестве операции по внутреннему перемещению по счету 101 24 с указанием соответствующего признака аналитического учета, "передано в транспортную/ремонтную организацию", с отражением информации о фактическом местонахождении объекта основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Порядок документального оформления операций для отражения их в учете в подобных ситуациях необходимо определить в рамках учетной политики.

Обоснование вывода:
Ремонт нефинансовых активов учреждения может проводиться как силами работников учреждения (в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сил сторонних организаций. При этом решение о квалификации проводимых работ находится в компетенции уполномоченных должностных лиц, в частности, комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения.
В соответствии с п. 8 Стандарта "Основные средства" на забалансовых счетах учитываются объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод. Объекты основных средств, в отношении которых выявлены признаки несоответствия критериям актива, подлежат списанию с балансового учета. Учет такого имущества осуществляется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (пп. 35, 335 Инструкции N 157н).
В то же время несмотря на то, что объект основных средств находится в неисправном состоянии и требует ремонта, это еще не означает, что этот объект не соответствует понятию "актив", так как учреждением может быть принято решение о проведении ремонта или о передаче его другому учреждению.
Вместе с тем если ремонт невозможен или экономически нецелесообразен, профильная комиссия может самостоятельно принять решение о признании такого объекта не соответствующим понятию "актив". В такой ситуации до момента демонтажа (утилизации, уничтожения) и до момента согласования списания (в случае необходимости) учреждение должно учитывать объект основных средств на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".
Законодательство не содержит каких-либо требований к членам комиссии учреждения в целях принятия решения о списании объектов, в том числе и наличия специальных знаний. При необходимости учреждение может привлечь специализированные организации (экспертов) для оценки целесообразности (возможности) проведения ремонта нефинансовых активов. В такой ситуации решение комиссии принимается с учетом оценки, полученной от специализированной организации. До принятия комиссией окончательного решения о несоответствии объекта основных средств понятию "актив" основания для списания его с балансового учета и отражения на забалансовом счете 02 отсутствуют.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации принтер подлежит ремонту, ремонт экономически целесообразен, то имущество продолжает учитываться на балансовом счете 101 24 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения".
Отметим, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, пп. 20, 21 Стандарта "Концептуальные основы"). Обязательные для применения государственными (муниципальными) учреждениями формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 28 Стандарта "Концептуальные основы"). С учетом положений Инструкции N 157н, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы" бюджетные учреждения обязаны применять:
- унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н);
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно. Такие документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы". Порядок их применения и заполнения должен быть закреплен в учетной политике.
В рассматриваемой ситуации учреждению необходимо произвести диагностику и ремонт имущества силами сторонней организации. При этом для проведения данных работ оборудование направляется в другой регион с привлечением транспортной компании. Передача имущества контрагенту в целях осуществления его диагностики и дальнейшего ремонта может быть отражена в учете в качестве операции по внутреннему перемещению по счету 101 24 с указанием соответствующего признака аналитического учета, например "передано в транспортную/ремонтную организацию", с отражением информации о фактическом местонахождении объекта основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ одним из документов (наряду с коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом), составление и выдача которого отправителю груза подтверждает заключение договора перевозки груза между ним и перевозчиком при перевозке грузов соответствующими видами транспорта является надлежащим образом оформленная транспортная накладная.
Так, заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, далее - Закон N 259-ФЗ), форма и порядок заполнения которой предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, далее - Постановление N 2200).
Согласно абзацу 2 п. 10 Постановления N 2200 транспортная накладная составляется на бумажном носителе в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной. При этом не разъясняется, как эти три экземпляра накладной будут подписываться сторонами. Вместе с тем стороны могут договориться и об оформлении транспортной накладной и в четырех экземплярах. В этом случае четвертый экземпляр с подписью принимающей стороны может быть передан контрагенту почтой (продублирован по факсу или электронной почте).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Закона N 259-ФЗ, п. 7 Постановления N 2200).
При этом порядок документального оформления операций для отражений их в учете в подобных ситуациях необходимо определить в рамках учетной политики.
Согласно Методическим указаниям для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям) - получателям, организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов применяется Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Однако по общему правилу Накладная (ф. 0504205) оформляется в целях отражения операций по выбытию объектов нефинансовых активов.
В рассматриваемой ситуации передача имущества транспортной организации не является основанием для отражения операции по выбытию активов, в связи с чем оформление Накладной (ф. 0504205) в целях отражения внутреннего перемещения объекта основных средств не является обязательным. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации внутреннее перемещение основного средства может быть отражено в учете бюджетного учреждения с применением Бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной на основании транспортной накладной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

6 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.