Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому КВР производятся расходы на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работникам в 2021 году? Как в бюджетном учете казенного учреждения - не администратора доходов отразить возмещение из ФСС расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работникам в 2021 году и по какому КДБ? Необходимо ли перечислить в доход бюджета сумму расходов на предупредительные меры, возмещенную ФСС, или можно использовать как восстановление кассового расхода по произведенным расходам на предупредительные меры?

По какому КВР производятся расходы на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работникам в 2021 году? Как в бюджетном учете казенного учреждения - не администратора доходов отразить возмещение из ФСС расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работникам в 2021 году и по какому КДБ? Необходимо ли перечислить в доход бюджета сумму расходов на предупредительные меры, возмещенную ФСС, или можно использовать как восстановление кассового расхода по произведенным расходам на предупредительные меры?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отражение расходов страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг подлежит отражению по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Факт принятия органом ФСС РФ решения о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет средств начисленных страховых взносов отражается в учете в качестве операции по признанию доходов от компенсации затрат по счету 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". Такие доходы отражаются по коду видов доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" в увязке с подстатьей 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ. В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 1 209 34 000 отражается код классификации доходов бюджета.
Казенным учреждением - не администратором дохода в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), а поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений. Операции по передаче расчетов по доходам между подведомственным учреждением и администратором кассовых поступлений следует формировать в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещения (ф. 0504805).
При начислении доходов от компенсации затрат в 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета 1 401 10 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" указывается 4-20 разряды кода доходов бюджета 000 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации".

Обоснование вывода:
Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году (Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, далее - Правила).
Конкретные направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет сумм страховых взносов, определяются Планом финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (далее - План). Перечень возможных направлений расходования средств в целях обеспечения предупредительных мер, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, установлен п. 3 Правил. За счет средств ФСС РФ (за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет ФСС РФ) могут быть возмещены расходы организации бюджетной сферы, связанные как с оплатой услуг (выполнения работ) в целях обеспечения предупредительных мер (например, проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда отдельных категорий работников), так и с приобретением объектов нефинансовых активов в указанных целях (например, СИЗ, тахографов, алкотестеров или алкометров, аптечек для оказания первой помощи).
Положение об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников утверждено Постановлением N 2375 (далее - Положение об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры).
Страхователь обращается в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается ФСС РФ.
Территориальный орган ФСС РФ в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС РФ расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении (п. 4 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры).
То есть изначально учреждение должно потратить собственные средства для оплаты предупредительных мер. И только потом ФСС РФ может возместить потраченные средства. В связи с этим порядок применения КВР и КОСГУ при оплате предупредительных мер следующий (с учетом Порядка N 85н, Порядка N 209н, письмо Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478). Согласно положениям Порядка N 85н и Порядка N 209н, отражение расходов страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг в соответствии с пунктом 3 Приказа N 580 подлежит отражению по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" классификации расходов бюджетов, увязанному в целях ведения бюджетного учета со статьями (соответствующими под статьями) 220 "Оплата работ, услуг", 267 "Социальные компенсации персоналу в натуральной форме" (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Учитывая, что решение о финансовом обеспечении расходов предупредительных мер за счет средств начисленных страховых взносов принимается территориальным органом ФСС при условии соблюдения работодателем установленных условий, на основании принятого такого решения в учете необходимо отразить новый факт хозяйственной жизни - признание доходов от компенсации затрат. Исходя из экономического смысла, указанная операция может быть отражена в учете по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и подстатье 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ с использованием балансового счета 1 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п. 220, 221 Инструкции N 157н, пп. 85, 86 Инструкции N 162н, п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786). В такой ситуации в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 1 209 34 000 отражаются код классификации доходов бюджета.
Прежде всего отметим, что при ведении бюджетного учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат. Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения госсектора - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). Поэтому возмещение органом ФСС РФ в качестве операции по восстановлению кассовых расходов рассматривать некорректно. В такой ситуации нет оснований для изменения бюджетного обязательства, принятого на основании договора (контракта) с образовательным учреждением.
Таким образом, казенным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), а поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений. Операции по передаче расчетов по доходам между подведомственным учреждением и администратором кассовых поступлений следует формировать в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещения (ф. 0504805). Для отражения доходов, указанных в вопросе, Порядком N 85н предусмотрены коды доходов бюджета 000 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации" (смотрите, в частности, п. 1 письма Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Приобретение материальных ценностей в рамках предупредительных мер:
1.1. Дебет КРБ 1 105 3Х 34Х Кредит КРБ 1 302 34 73Х
- отражена поставка МЗ;
1.2. Дебет КРБ 1 302 34 83Х Кредит КРБ 1 304 05 34Х
- отражена оплата поставленных МЗ;
2. Работы (услуги) в рамках предупредительных мер:
2.1. Дебет КРБ 1 401 20 22Х Кредит КРБ 1 302 2Х 73Х
- отражено оказание работы (услуги) в рамках предупредительных мер;
2.2. Дебет КРБ 1 302 2Х 83Х Кредит КРБ 1 304 05 22Х
- отражена оплата за оказанные работы (услуги) в рамках предупредительных мер;
3. В целях отражения доходов от возмещения средств применяется бухгалтерская запись:
3.1. Дебет КДБ 1 209 34 561 Кредит КДБ 1 401 10 139
- отражено начисление доходов от компенсации затрат территориальным органом ФСС;
3.2. Дебет КДБ 1 304 04 134 Кредит КДБ 1 303 05 731
- оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805);
3.3. Дебет КДБ 1 303 05 831 КДБ Кредит КДБ 1 209 34 661
- отражено поступление денежных средств на основании Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

30 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.