Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация (казенное учреждение) осуществляет устройство тротуара (асфальтированной пешеходной дорожки) рядом с автомобильной дорогой в поселении. Данные мероприятия проводятся в рамках дорожной деятельности (мероприятия по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, устройство тротуаров, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, приобретение дорожных знаков, краски, нанесение разметки) за счет муниципальных средств. Данные тротуары включаются в состав дороги и в соответствии с реестром муниципального имущества учитываются в качестве самостоятельных объектов имущества. Какой код вида расходов (КВР) применить казенному учреждению (администрации): 244 или 414 при оплате контракта на устройство тротуара (новых асфальтированных дорожек вдоль дороги)?

Администрация (казенное учреждение) осуществляет устройство тротуара (асфальтированной пешеходной дорожки) рядом с автомобильной дорогой в поселении. Данные мероприятия проводятся в рамках дорожной деятельности (мероприятия по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, устройство тротуаров, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, приобретение дорожных знаков, краски, нанесение разметки) за счет муниципальных средств. Данные тротуары включаются в состав дороги и в соответствии с реестром муниципального имущества учитываются в качестве самостоятельных объектов имущества. Какой код вида расходов (КВР) применить казенному учреждению (администрации): 244 или 414 при оплате контракта на устройство тротуара (новых асфальтированных дорожек вдоль дороги)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Устройство тротуаров, учитываемых в реестре муниципального имущества в качестве самостоятельных объектов имущества, может быть отражено по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Обоснование вывода:
Казенные учреждения при отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации в 2021 году должны руководствоваться Порядком N 85н, исходя из экономического содержания хозяйственной операции.
В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов используются средства дорожных фондов (ст. 179.4 БК РФ). При принятии решения о возможности осуществления конкретных расходов за счет средств дорожных фондов необходимо руководствоваться положениями (письмо Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43286):
- Классификации, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402;
- нормативного правового акта, определяющего порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда соответствующего публично-правового образования.
Согласно п. 48.4.3.4 Порядка N 85н по КВР 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы бюджетов по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа контрактам:
- на строительство (реконструкцию, в т.ч. с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
- монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы;
- иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства.
То есть исходя из прямого прочтения данного пункта можно сделать вывод, что по КВР 414 отражаются любые расходы, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства (реконструкции) объекта. Аналогичный вывод подтверждается позицией специалистов Минфина России (письмо от 18.06.2015 N 02-05-11/35429) о том, что по КВР 414 отражаются любые предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства (реконструкции) объекта, в том числе расходы на приобретение мебели, инвентаря и оборудования, стоимость которых включена в сводный сметный расчет строительства (реконструкции).
Таким образом, для применения КВР 414 обязательным является условие включения расходов в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции) объекта (смотрите также письмо Минфина России от 08.05.2020 N 02-08-10/38522).
Ограничения по применению КВР 414 так же обусловлены в случае отражения расходов на создание малых архитектурных форм, включая ограждения, клумбы, скамейки, тротуары и других аналогичных объектов. Малые архитектурные формы и некапитальные нестационарные сооружения, в том числе скамьи, фонтаны, ограждения, тротуары и т.д., являются элементами благоустройства, но не обладают признаками капитальности.
В соответствии с п. 1.2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" и п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах" тротуар является элементом благоустройства дороги, предназначенным для движения пешеходов и примыкающим к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенным от них газоном.
Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования (абзац десятый п. 45 Инструкции N 157н).
В рассматриваемом случае в реестре муниципального имущества тротуары учитываются в качестве самостоятельных объектов имущества. То есть в отношении указанных объектов балансодержателем может быть принято решение об учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов. При этом в бухгалтерском учете они могут приниматься как объекты недвижимого или движимого имущества.
Для определения понятий движимого и недвижимого имущества следует руководствоваться нормами ГК РФ. Финансовое ведомство придерживается аналогичной позиции (смотрите, например, письма Минфина России от 24.01.2017 N 03-05-05-01/3120, от 11.01.2017 N 03-05-05-01/314).
В большинстве своем арбитражная практика придерживается мнения, что укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для передвижения или его благоустройство не создает нового объекта недвижимости. Такие объекты, несмотря на прочную связь с землей, не имеют самостоятельного функционального назначения и не признаются недвижимостью (смотрите также постановление АС Уральского округа от 21.04.2015 N Ф09-2001/15 по делу N А60-24356/2014, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 N 15АП-17744/15, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 N Ф01-3991/12 по делу N А29-9832/2011).
В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Следует заметить, что в соответствии со ст. 131 ГК РФ, а также п. 6 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации в едином государственном реестре. В свою очередь, на основании п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету в состав основных средств объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-05-04-01/45434, от 14.07.2015 N 02-06-10/40377, от 05.03.2014 N 03-05-04-01/9348, письмо ФНС России от 07.08.2015 N БС-4-11/13907@). Это означает, что объект недвижимости может быть принят к балансовому учету только после государственной регистрации права.
Соответствующее решение об отнесении тротуара (пешеходной дорожки) к объекту движимого или недвижимого имущества должно быть принято профильными специалистами учреждения, однако, исходя из положений нормативных актов и сложившейся практики, считаем, что наиболее предпочтительным будет отнесение тротуаров к объектам движимого имущества.
По нашему мнению, с учетом вышеизложенного, устройство тротуаров, учитываемых в реестре муниципального имущества в качестве самостоятельных объектов имущества, может быть отражено по КВР 244 (смотрите письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/76518).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет автомобильных дорог (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

26 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.