Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В ФГБУ при содержании и эксплуатации внутренних водных путей (дноуглубительные работы/землечерпательные работы и так далее) образуются объемы донного грунта (песок). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.09.2020 N 1542 учреждение может реализовывать донный грунт юридическим и физическим лицам (как заказчик). Каков порядок отражения операций по оприходованию и реализации донного грунта? По какой стоимости приходовать донный грунт?

В ФГБУ при содержании и эксплуатации внутренних водных путей (дноуглубительные работы/землечерпательные работы и так далее) образуются объемы донного грунта (песок). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.09.2020 N 1542 учреждение может реализовывать донный грунт юридическим и физическим лицам (как заказчик). Каков порядок отражения операций по оприходованию и реализации донного грунта? По какой стоимости приходовать донный грунт?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету донного грунта можно отразить по аналогии с оприходованием материальных запасов по результатам проведения ремонтных работ с отражением по счету 105 06 "Прочие материальные запасы".
Реализация донного грунта, на наш взгляд, может быть отражена по аналогии с металлоломом, макулатурой и другими возвратными материалами по АнКВД 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и подстатье 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ. При этом средства, полученные заказчиком по договору поставки донного грунта, используются на обеспечение их уставной деятельности бюджетного учреждения.
Стоимость донного грунта учитывает расходы, понесенные при его извлечении, и определяется в размере, равном стоимости разработки и подъема донного грунта при помощи специализированного судна со дна водного объекта на это или иное судно. В случае проведения аукциона стоимость донного грунта рассчитывается как произведение цены, определенной по результатам аукциона, на объем донного грунта, указанный в договоре поставки.
Учитывая неурегулированность ситуации, операции по отражению в учете оприходования и реализации донного грунта необходимо согласовать с учредителем (вышестоящей организацией).

Обоснование вывода:
Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ, далее - Кодекс N 24-ФЗ).
За пределами территорий поселений организации внутреннего водного транспорта по согласованию в части обеспечения безопасности судоходства с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, установленную в соответствии с водным законодательством (п. 1 ст. 10 Кодекса N 24-ФЗ).
Правила использования донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей РФ, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений установлены постановлением Правительства РФ от 24.09.2020 N 1542 (далее - Постановление N 1542).
Согласно п. 2 Постановления N 1542 донный грунт использует администрация соответствующего бассейна внутренних водных путей или заказчик указанных работ (далее - заказчик). При этом в соответствии с п. 6 Постановления N 1542 предусмотрена возможность реализации донного грунта юридическим или физическим лицам.
При этом отметим, что добытый в результате проводимых учреждением дноуглубительных/землечерпательных работ грунт является собственностью РФ, на распоряжение которым у бюджетного учреждения должно быть согласие собственника.
В рассматриваемой ситуации федеральное бюджетное учреждение является заказчиком дноуглубительных/землечерпательных работ на внутренних водных путях.
Согласно ст. 8 Кодекса N 24-ФЗ проведение данных работ, исходя из содержания, является деятельностью по содержанию внутренних водных путей. Дноуглубительные/землечерпательные работы проводятся с целью обеспечения безопасности судоходства.
Следует отметить, что Инструкциями NN 157н, 174н не раскрывается порядок учета такого объекта, как внутренние водные пути и проведение дноуглубительных/землечерпательных работ. Вместе с тем согласно пп. 11, 19 приказа Министерства транспорта РФ от 27.08.2015 N 268 бюджетные учреждения, оказывающие регулируемые услуги в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, осуществляют учет доходов и расходов в соответствии Инструкциями NN 157н, 174н.
Полагаем, в данной ситуации принятие к учету донного грунта можно рассматривать по аналогии с оприходованием нефинансовых активов по результатам проведения ремонтных работ.
В соответствии с п. 36 Стандарта "Концептуальные основы" активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Таким образом, если в результате проведения ремонтных работ у учреждения образовываются материальные запасы, которые соответствуют понятию актива, то их следует принять к балансовому учету.
Согласно п. 34 Инструкции N 174н принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражается по дебету счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления". В частности, донный грунт может быть учтен в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 "Прочие материальные запасы" (п. 118 Инструкции N 157н). Принятия к учету может быть отражено по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
В свою очередь, реализация донного грунта в рассматриваемой ситуации на наш взгляд, может быть отражена по аналогии с металлоломом, макулатурой и другими возвратными материалами по АнКВД 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и подстатье 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н).
Отметим, что операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
В рассматриваемой ситуации согласно п. 18 Постановления N 1542 средства, полученные заказчиком по договору поставки донного грунта, используются на обеспечение их уставной деятельности в соответствии со ст. 8 и 34 Кодекса N 24-ФЗ.
Доходы учреждения отражаются в момент возникновения требований к организации согласно условиям заключенного договора по дебету счета 2 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" и по кредиту счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (абзац 13 п. 93, п. 150 Инструкции N 174н, смотрите также п. 4 письма Минфина России от 16.07.2019 N 02-07-10/52723).
Следует отметить, что согласно п. 25, 106 Инструкции N 157н первоначальная (фактическая) стоимость материальных запасов, полученных учреждением по необменной операции, а также остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. В аналогичном порядке может определяться и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных и иных аналогичных работ. Оценочная стоимость определяется как сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия к учету.
В то же время согласно п. 19 Постановления N 1542 стоимость донного грунта учитывает расходы, понесенные при его извлечении, и определяется в размере, равном стоимости разработки и подъема донного грунта при помощи специализированного судна со дна водного объекта на это или иное судно. В случае проведения аукциона стоимость донного грунта рассчитывается как произведение цены, определенной по результатам аукциона, на объем донного грунта, указанный в договоре поставки.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации стоимость донного грунта может быть определена в соответствии с п. 19 Постановления N 1542.
Таким образом, в данном случае хозяйственные операции могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
1. Дебет 0 105 36 346 Кредит 0 401 10 199
- отражено принятие к учету донного грунта, полученного в результате проведения ремонтных работ;
2. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 446
- списана стоимость донного грунта при реализации;
3. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172
- отражено начисление доходов, полученных от реализации донного грунта;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.
Учитывая неурегулированность ситуации, операции по отражению в учете оприходования и реализации донного грунта необходимо согласовать с учредителем (вышестоящей организацией).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

26 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.