Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении на балансовом счете 101 числятся объекты основных средств. Данные объекты вышли из строя, то есть непригодны для эксплуатации. Как бюджетному учреждению списать эти объекты на забалансовый счет 02: по результатам инвентаризации или иначе?

В бюджетном учреждении на балансовом счете 101 числятся объекты основных средств. Данные объекты вышли из строя, то есть непригодны для эксплуатации. Как бюджетному учреждению списать эти объекты на забалансовый счет 02: по результатам инвентаризации или иначе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание основного средства с балансового учета осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Конкретный порядок принятия такого решения и механизм его осуществления необходимо предусмотреть локальным актом бюджетного учреждения с приложением документов, подтверждающих факт наличия имущества в учреждении, а так же обоснование необходимости его списания.

Обоснование вывода:
Согласно п. 7 Стандарта "Основные средства" основные средства - являющиеся активами материальные ценности. Объекты основных средств, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (не удовлетворяющие критериям активов), учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (п. 8 Стандарта "Основные средства"; пп. 35, 335 Инструкции N 157н). При этом основным критерием для учета на забалансовом счете 02 имущества является его наличие: цель учета такого имущества на забалансовом счете - обеспечение сохранности выбывшего из эксплуатации имущества (п. 335 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 03.06.2014 N 02-06-10/26498).
Выбытие с бухгалтерского учета объекта основных средств осуществляется при прекращении признания его в качестве актива (пп. 45, 46 Стандарта "Основные средства). Одним из оснований такого признания является моральный или физический износ объекта, из-за которого оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению, необходимость проведения дорогостоящего ремонта.
Действующими нормативно-правовыми актами не урегулирован порядок списания объектов основных средств с балансового учета при признании имущества не активом учреждения, в том числе и обязанность проведения инвентаризации в такой ситуации. Соответствующий порядок принятия решения о списании и механизм его проведения необходимо предусмотреть локальным актом бюджетного учреждения с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования.
Вместе с тем в учреждении могут возникнуть различные причины, обуславливающие списание объектов основных средств с балансового учета.
Существуют ситуации, при которых проведение инвентаризации перед списанием объекта является обязательным, в частности, к таким случаям относятся установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (смотрите, в частности, п. 81 Стандарта "Концептуальные основы", п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49).
Исходя из вышесказанного, с одной стороны, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязательное проведение инвентаризации имущества при признании его не активом в связи с выходом из строя и невозможностью дальнейшей эксплуатации.
Вместе с тем согласно п. 34 Инструкции N 157н подготовка и принятие решения о списании имущества в учреждении относится к полномочиям постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которая при принятии такого решения должна подтвердить факт наличия списываемого объекта основного средства.
Косвенно это подтверждается разделом 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Основные средства", в котором говорится, что объекты основных средств признаются не активом по результатам инвентаризации, при проведении которой определяется статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению)). При этом определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года - по мере необходимости.
В рассматриваемом случае локальным актом учреждения считаем целесообразным предусмотреть обязательное проведение инвентаризации в отношении конкретного объекта основного средства с целью его списания в связи с несоответствием понятию актива учреждения.
В свою очередь, для этих целей может быть предусмотрен порядок работы одной комиссии с возложением на нее более полных полномочий.
Обязательного составления Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) нормативные документы в рассматриваемой ситуации также не устанавливают. Вместе с тем целесообразно предусмотреть такой регламент работы, чтобы из него было видно, что комиссия подтвердила факт наличия объекта основного средства, невозможность его эксплуатации и иные необходимые критерии, например технические параметры, для принятия подобного решения с приложением документов, предусмотренных локальным актом. Для таких целей может быть составлена Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) (ф. 0504087), так как в данном регистре бухгалтерского учета предусмотрены графы для отражения статуса объекта учета (гр. 8) и целевой функции актива (гр. 10), то есть все необходимые графы и показатели, которые отражают факт наличия объекта основного средства и факт принятия решения о признании его не активом. Итогом работы в данной ситуации будет оформленный в установленном порядке и подписанный членами комиссии по поступлению и выбытию активов на основании Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не закреплена обязанность по проведению инвентаризации при принятии решения о списании объектов основных средств, не соответствующих понятию актива. В свою очередь, локальным актом бюджетного учреждения может быть предусмотрен порядок принятия такого решения в том числе с проведением обязательной инвентаризации конкретного объекта имущества для целей подтверждения его фактического наличия, а также необходимости списания.
Обращаем внимание, что по итогам проведения годовой инвентаризации, которая является обязательной в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, необходимо провести инвентаризацию всех объектов имущества и обязательств бюджетного учреждения, в том числе и на предмет соответствия основных средств понятию актива.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

13 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.