Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отразить в учете демонтаж ограждения при его замене на новое, учитываемого в составе здания, с последующей ликвидаций остающихся от его демонтажа отходов (здание закреплено на праве оперативного управления за бюджетным учреждением)?

Как отразить в учете демонтаж ограждения при его замене на новое, учитываемого в составе здания, с последующей ликвидаций остающихся от его демонтажа отходов (здание закреплено на праве оперативного управления за бюджетным учреждением)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При демонтаже части имущественного комплекса с целью его замены на новое сооружение (ограждение) в учете может быть отражена его частичная ликвидация со списанием части балансовой стоимости и суммы накопленной амортизации.
Принятие к учету материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки) ограждения с целью дальнейшей реализации, отражается по дебету счета 010506000 "Прочие материальные запасы" и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами" по справедливой стоимости.
Доходы от реализации материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, в том числе ограждения, составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами. В рассматриваемой ситуации ограждение не учитывается в качестве самостоятельного инвентарного объекта, соответственно, его демонтаж с последующей установкой нового ограждения могут быть отражены в учете в качестве частичной ликвидации инвентарного объекта с последующим дооборудованием.
Решение о ликвидации части основного средства принимается постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов и оформляется первичным учетным документом (актом) (п. 34, 51 Инструкции N 157н). Унифицированная форма такого документа приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н не утверждена. Поэтому учреждение вправе разработать ее самостоятельно и утвердить в составе учетной политики (п. 9 Стандарта "Учетная политика"). Этот документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы".
Отметка о частичной ликвидации основного средства проставляется в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) на основании Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Также может составляться Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства*(1). Форма данного акта не утверждена, поэтому она может быть разработана и утверждена в составе учетной политики учреждения. В акте необходимо указать сведения обо всех материальных ценностях, принимаемых к учету по результатам проводимых работ.
При частичной ликвидации объекта основного средства его балансовая стоимость уменьшается (изменяется) на стоимость выбывших из его состава ликвидируемых (демонтируемых) частей (п. 27 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации, с учетом наличия информации о сметной стоимости ограждения, учреждение вправе определить стоимость ликвидируемой части имущественного комплекса (с учетом суммы начисленной амортизации) исходя из стоимости ликвидируемой части объекта на основании первичных документов (сметы), имеющихся в распоряжении учреждения.
Вместе с тем учреждение вправе использовать иной, удобный для него, способ оценки стоимости ликвидируемой части:
- пропорционально какому-либо выбранному показателю, например, площади, объему;
- в процентном отношении к стоимости всего объекта, определенном соответствующей комиссией;
- независимая оценка путем привлечения экспертов.
Учитывая, отсутствие норм, регулирующих порядок определения стоимости данных частей, а также сумм начисленной на них амортизации действующим законодательством, учреждение вправе закрепить собственный способ расчета стоимости ликвидируемой части объекта в учетной политике.
Полученные в результате разборки, утилизации (ликвидации) материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей оценочной стоимости и сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 34 Инструкции N 174н порядок отражения в учете операций по оприходованию материальных запасов зависит от обстоятельств, при которых получены такие матзапасы. Так, принятие к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами" (п. 34 Инструкции N 174н).
В соответствии с положениями п. 150 Инструкции N 174н начисление доходов от реализации материальных запасов отражается по кредиту счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". Доходы от реализации материальных запасов в соответствии с п. 12.2 Порядка N 85н отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и относятся согласно п. 12.4 Порядка N 209н на соответствующие подстатьи статьи 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Запасы, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (п. 29 Стандарта "Запасы"). При этом стоимость, по которой материальные запасы приняты к учету, и стоимость реализации могут не совпадать.
Напомним, операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения согласно Инструкции N 174н могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Для отражения операций по частичной ликвидации объекта недвижимости:
1. Дебет 0 104 1Х 411 Кредит 0 101 1Х 410
- списана амортизация, приходящаяся на стоимость ликвидируемой части объекта недвижимого имущества;
2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 1Х 410
- уменьшение первоначальной стоимости объекта недвижимого имущества на остаточную стоимость ликвидируемой части.
Для отражения операций по оприходованию прочих материальных запасов могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 105 36 346 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули) Кредит 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
- отражено принятие к учету прочих материальных запасов, полученных в результате списания основного средства, по справедливой стоимости;
Для отражения операций по начислению доходов от реализации прочих материальных запасов, независимо от обстоятельств, при которых изначально были получены материальные запасы, оформить следующие бухгалтерские проводки:
1. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 446
- списана стоимость реализованных прочих материальных запасов;
2. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172
- отражено начисление доходов, полученных от реализации прочих материальных запасов;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
- отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет операций по реализации металлолома (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Разукомплектация, частичная ликвидация и объединение объектов нефинансовых активов (для бюджетной сферы);
- Вопрос: В бюджетном учреждении регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы, в результате которых в распоряжение учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие "вторичные" материалы (аккумуляторы, выработавшие ресурс, шины, лампы и др.). Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета с указанием АнКВД и КОСГУ проводок по начислению доходов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

8 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства, подготовленный экспертами компании ГАРАНТ.