Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому КВР и какой подстатье КОСГУ в бюджетном учреждении отразить расходы на оборудование системы речевого оповещения? Можно ли учреждению осуществить эти расходы за счет средств субсидии на задание, предоставленной из бюджета г. Череповца?

По какому КВР и какой подстатье КОСГУ в бюджетном учреждении отразить расходы на оборудование системы речевого оповещения? Можно ли учреждению осуществить эти расходы за счет средств субсидии на задание, предоставленной из бюджета г. Череповца?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (в том числе и системы речевого оповещения), отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
В зависимости от положений учетной политики в части порядка формирования первоначальной стоимости объектов основных средств, к которым относится оборудование ЕФС, расходы могут быть отнесены:
- на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ - если расходы по установке/монтажу не увеличивают стоимость основных средств либо увеличивают частично. При этом созданные в результате выполнения работ объекты, отвечающие условиям отнесения объектов к основным средствам, должны быть приняты к учету в состав основных средств;
- на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ - если расходы в полном объеме увеличивают балансовую стоимость основных средств, то есть будут учтены на счете 106 01 "Вложения в основные средства".

Обоснование вывода:
1. Речевой оповещатель - это техническое устройство, предназначенное для слухового оповещения людей, которые находятся внутри строительных объектов, путем сообщения специальных текстов, информирующих о возникновении пожара, направлениях, путях эвакуации; режимах работы автоматических систем противопожарной защиты.
Согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации (далее - ЕФС), входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства управления; средства преобразования, принятия, передачи информации; средства визуального и акустического отображения информации. Иными словами, система речевого оповещения, исходя из требований п. 45 Инструкции N 157н, может учитываться в составе здания, а в качестве отдельных инвентарных объектов может быть учтено оборудование данной системы, удовлетворяющее критериям отнесения к основным средствам (смотрите письма Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107, от 21.09.2017 N 02-06-10/61195).
В то же время не исключено, что система речевого оповещения, исходя из ее характеристик, согласно учетной политике может быть учтена в качестве единого инвентарного объекта (смотрите письмо Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563). При этом в соответствии с п. 10 Стандарта "Основные средства" в один инвентарный объект могут объединяться основные средства (применительно к рассматриваемой ситуации - оконечное оборудование ЕФС), срок полезного использования которых одинаков, а стоимость которых не является существенной (письмо Минфина России от 06.09.2019 N 02-08-10/69004).
Принятие решения о способе учета ЕФС относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия), исходя из технических характеристик объекта, его функционального назначения и направления использования, а также основываясь на положениях учетной политики (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии решения члены комиссии должны руководствоваться п.п. 39, 45 Инструкции N 157н, п.п. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства". При этом любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным, оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
В рассматриваемой ситуации учреждение планирует заключить договор на установку системы речевого оповещения. Поэтому при подготовке техзадания уполномоченным лицам учреждения необходимо проанализировать:
- состав затрат по установке системы речевого оповещения;
- перечень оборудования с комплектующими, соответствующего критериям отнесения к объектам основных средств;
- возможность/необходимость включения стоимости отдельных видов работ в состав первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствии с п.п. 15-18 Стандарта "Основные средства";
- положения учетной политики в целях принятия решения о способе учета таких объектов в составе основных средств: в качестве самостоятельных инвентарных объектов либо в качестве комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный номер.
Выбор соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от принятого учреждением решения по формированию первоначальной стоимости объектов основных средств, закрепленного положениями учетной политики. Так, если согласно учетной политике все расходы по договору установки ЕФС будут формировать стоимость объекта (объектов) основных средств, то такие расходы следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н) с последующим их учетом на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н).
Вместе с тем если будет принято решение, что монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, не увеличивают либо частично увеличивают стоимость основных средств, то такие расходы следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н, смотрите также письмо от 21.06.2019 N 02-08-10/46506). При этом созданные в результате выполнения работ объекты, отвечающие условиям отнесения объектов к основным средствам, должны быть приняты к учету в состав основных средств.
Не исключена ситуация, когда условия договора могут содержать работы как капитального характера (в части расходов на оконечное оборудование), так и текущего характера (в части расходов по монтажу и иных затрат). Порядком N 209н вопрос, каким образом относить расходы в случае, если в рамках одного договора осуществляются расходы как капитального, так и некапитального характера, не урегулирован. Однако аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н). Принимая во внимание данный факт, считаем, что в учреждении на основании решения комиссии затраты на установку системы речевого оповещения могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме. Иными словами, если условиями договора будет предусмотрено направление средств на выполнение работ как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера по аналогии с требованиями, предусмотренными п. 7 Порядка N 209н, но все же конкретный порядок отражения расходов в подобных ситуациях следует закрепить в рамках формирования учетной политики. При этом применение подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ не отменяет требования о постановке на учет оконечного оборудования ЕФС.
В свою очередь, согласно прямой норме п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
2. Возможность осуществления расходов на создание системы речевого оповещения за счет средств субсидии на задание обусловлена положениями нормативных актов, устанавливающих:
- порядок определения размера такой субсидии, включая перечень нормативных затрат;
- перечень оснований для предоставления учреждениям субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
За счет средств субсидии на задание могут быть осуществлены те расходы, которые связаны с выполнением задания. При этом специалисты Минфина неоднократно указывали на возможность осуществления за счет средств экономии субсидии на выполнение задания расходов, не связанных с выполнением задания, при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании (письма Минфина России от 22.06.2018 N 02-02-05/43273, от 13.07.2017 N 02-09-05/44583, от 30.11.2015 N 02-01-09/69524, от 31.12.2014 N 02-01-11/69294, от 30.12.2014 N 02-07-10/69030).
При этом на уровне муниципального образования может быть прямо предусмотрен порядок финансового обеспечения тех или иных расходов за счет средств субсидии на иные цели. Так, например, согласно постановлению мэрии г. Череповца Вологодской области от 26.10.2020 N 4360 в целях финансового обеспечения расходов на устройство ЕФС муниципальным бюджетным и автономным учреждениям предоставляется субсидия на иные цели. В случае если на уровне муниципального образования расходы на устройство ЕФС не рассматриваются в качестве расходов, непосредственно связанных с выполнением муниципального задания, осуществление указанных расходов за счет средств субсидии на задание значительно увеличивает риск возникновения претензий со стороны органов финконтроля по вопросу целевого использования субсидии.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным и автономным учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение задания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

17 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.