Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению от учредителя на праве оперативного управления был передан объект недвижимости без указания его стоимости. До момента государственной регистрации права объект был учтен на забалансовом счете 01. В настоящее время право оперативного управления зарегистрировано. Может ли учреждение продолжать учитывать имущество за балансом?

Бюджетному учреждению от учредителя на праве оперативного управления был передан объект недвижимости без указания его стоимости. До момента государственной регистрации права объект был учтен на забалансовом счете 01. В настоящее время право оперативного управления зарегистрировано.
Может ли учреждение продолжать учитывать имущество за балансом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как право оперативного управления на объект недвижимости зарегистрировано, следовательно, учреждение не вправе продолжать учитывать этот объект на забалансовом счете 01. Объект недвижимости должен быть принят на балансовый учет на счет 101 00 "Основные средства".

Обоснование вывода:
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами Росреестра (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Таким образом, государственная регистрация является обязательным условием при возникновении (прекращении) права оперативного управления (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, письмо Минфина России от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).
Согласно п. 36 инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права). Для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения должен быть в наличии документ о регистрации права оперативного управления.
До момента государственной регистрации права объект недвижимости необходимо учитывать на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н). Только после государственной регистрации права учреждение может принять к учету объект основных средств на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 "Основные средства" с одновременным уменьшением забалансового счета 01.
В рассматриваемой ситуации право оперативного управления на объект недвижимости учреждением зарегистрировано. Следовательно, учреждение не вправе продолжать учитывать этот объект на забалансовом счета 01. Объект недвижимости должен быть принят на балансовый учет на счет 101 00.
В соответствии с п. 16 федерального стандарта "Концептуальные основы", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - Стандарт "Концептуальные основы"), бухгалтерский учет объектов ведется в денежном измерении (стоимостном выражении).
Согласно п. 24 федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, п. 29 Инструкции N 157н объекты основных средств, полученные учреждением от собственника (учредителя), иной организации госсектора признаются в учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником, учредителем), по стоимости из передаточных документов. В данном случае объект недвижимости был передан учреждению от учредителя. Поэтому в такой ситуации учреждению необходимо запросить у учредителя стоимость переданного объекта.
Если объект был передан учреждению в условной оценке: один объект, один рубль, то отметим следующее. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, определение актуальной стоимости объекта входит в полномочия собственника имущества (учредителя). Рассматриваемому учреждению целесообразно поставить вопрос об определении актуальной стоимости здания перед собственником этого имущества.
Так, в соответствии с п. 25 Инструкции N 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Полагаем, что аналогично может быть определена стоимость объекта и в рассматриваемой ситуации.
То есть методом определения справедливой стоимости в рассматриваемом случае может являться метод рыночных цен. В соответствии с п. 55 Стандарта "Концептуальные основы" при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
Данные о действующей цене на безвозмездно полученные нефинансовые активы должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем. Согласно п. 59 Стандарта "Концептуальные основы" при определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов могут быть использованы:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов).
Однако может оказаться, что кадастровая стоимость является единственной документально подтвержденной оценкой объекта недвижимости. Специалисты финансового ведомства отмечают, что в такой ситуации комиссией по поступлению и выбытию активов может быть принято решение о принятии к учету объекта недвижимого имущества в оценочной стоимости, равной кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657).
Полагаем, что в отсутствие других документально подтвержденных стоимостных оценок объект недвижимости может быть принят к учету по решению комиссии учреждения по его кадастровой стоимости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

26 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.