Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Каким приказом регламентирован порядок определения типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ в счетах расчетов?

Каким приказом регламентирован порядок определения типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ в счетах расчетов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для определения детализированной подстатьи КОСГУ статей 560, 660, 730 и 830 необходимо руководствоваться нормами Порядка N 209н.

Обоснование вывода:
Обязательные общие требования к порядку ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями установлены Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н.
Для отражения в бухгалтерском учете расчетов с контрагентами применяются, в частности, счета 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000.
При этом в структуре указанных аналитических счетов обязательно указывается в 24-26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (пункты 199, 221 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н).
В свою очередь, единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), используемые для ведения бухгалтерского учета, а также составления бухгалтерской и иной финансовой отчетности бюджетными учреждениями утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
В соответствии с нормами Приказа N 157н и Порядка N 209н дебиторская задолженность отражается на счетах расчетов, таких как 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 00 000, с применением соответствующей подстатьи статьи 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности" и 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности" КОСГУ. А на счетах расчетов 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000 учитывается кредиторская задолженность с применением соответствующей подстатьи статьи КОСГУ 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности" и 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности".
При этом детализация статей КОСГУ 560, 660, 730 и 830, а именно выбор третьего знака в коде КОСГУ, зависит от типа (статуса) контрагента, с которыми проводятся расчеты (п. 13.6, 14.6, 15.3, 16.3 Порядка N 209н)*(1):
1. Участник бюджетного процесса;
2. Бюджетное или автономное учреждение;
3. Финансовая или нефинансовая организация государственного сектора;
4. Иная нефинансовая организация;
5. Иная финансовая организация;
6. Некоммерческая организация или физические лица - производителями товаров, работ, услуг;
7. Физические лица;
8. Наднациональные организации и правительства иностранных государств;
9. Нерезиденты.
Порядок N 209н не содержит отдельного раздела, содержащего необходимую терминологию в части применения указанной детализации. Вместе с тем некоторые правила определения типа контрагента для целей выбора детализированной подстатьи КОСГУ содержатся, например, в п. 2, п. 9.5 и п. 10.4 Порядка 209н, а также вытекают из других нормативных актов. Так, например, перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ.
Для того чтобы понять, к какому типу относится контрагент, можно использовать, например, информацию о нем, указанную в договоре (контракте), первичных документах контрагента, оттисков печати, учредительных документах юрлица (их копий), выписки из ЕГРЮЛ.
В заключение отметим, что от типа контрагента зависит выбор конкретной подстатьи не только в кодах 560, 660, 730, 830, но и в статьях 150, 160, 180, 190, 240, 250, 280 и в иных статьях групп 500, 600.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Еременко Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

15 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно информация о порядке определения типа контрагента для выбора детализированной подстатьи КОСГУ приведена в Энциклопедии решений. Определение типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ (для бюджетной сферы).