Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Сельским поселениям по статье 226 КОСГУ были оказаны услуги по разработке генеральных планов сельских поселений. Генеральные планы сельских поселений представляют собой набор сшитых (сброшюрованных) документов. Договорами не предусмотрена передача каких-либо исключительных или неисключительных прав на объекты нематериальных активов. Как следует учитывать генеральные планы сельских поселений?

Сельским поселениям по статье 226 КОСГУ были оказаны услуги по разработке генеральных планов сельских поселений. Генеральные планы сельских поселений представляют собой набор сшитых (сброшюрованных) документов. Договорами не предусмотрена передача каких-либо исключительных или неисключительных прав на объекты нематериальных активов.
Как следует учитывать генеральные планы сельских поселений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях обеспечения управленческого учета учреждение может организовать учет генеральных планов на дополнительно введенном забалансовом счете.

Обоснование вывода:
Генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) Генеральный план включает в себя:
- положение о территориальном планировании;
- карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- карту функциональных зон поселения или городского округа.
Свободный доступ к генеральным планам осуществляется в ФГИС ТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования) с использованием официального сайта в сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения ФГИС ТП (ст. 57.1 ГрК РФ, п. 5.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов").
В указанной ситуации учреждению оказаны услуги по разработке генеральных планов сельских поселений, при этом учитывать результаты оказания данной услуги в качестве материальных объектов не совсем корректно, так как фактически данные услуги были направлены на создание информации, а материальный объект в виде сшитых (сброшюрованных) документов является лишь ее носителем.
При организации бюджетного учета в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, необходимо исходить из следующего:
- указанные выше документы прежде всего подтверждают проведение работ (оказание услуг), связанных с территориальным планированием муниципального образования, и являются официальным основанием для принятия определенных решений органами местного самоуправления (ст. 9 ГрК РФ);
- стоимость разработки Генерального плана не учитывается при формировании стоимости какого-либо нефинансового актива (как учитывается, например, при формировании стоимости строящегося здания стоимость работ по разработке проектно-сметной документации).
Вместе с тем перед соответствующими должностными лицами учреждения следует поставить вопрос о квалификации положений договора разработки генеральных планов в качестве передачи исключительных прав на нематериальные активы, передачи неисключительных (пользовательских) прав на нематериальные активы или оказании услуг (работ), не связанных с созданием активов (смотрите письмо Минфина России от 07.12.2018 N 02-07-10/89100).
В случае если были получены исключительные права на нематериальные активы, то они принимаются к учету в составе нематериальных активов при соответствии условиям, установленным п. 56 Инструкции N 157н, и учитываются на счете 0 102 00 000 "Нематериальные активы" как отдельный инвентарный объект нематериальных активов. Если же учреждение получает право пользования нематериальным активом, то согласно требованиям п.п. 66, 333 Инструкции N 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением, учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
При этом материальный носитель (информации) в соответствии с положениями Инструкции N 157н, а также федеральных стандартов может учитываться на счетах учета основных средств или материальных запасов.
Если учреждению были оказаны услуги, не связанные с созданием активов (передачей прав пользования), то учреждение в целях обеспечения управленческого учета может организовать учет генеральных планов на дополнительно введенном забалансовом счете в соответствии с п. 332 Инструкции N 157н. При этом порядок учета на таком счете разрабатывается учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

6 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.