Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение (государственный заказчик) заключило контракт на поставку аппаратно-программного комплекса в рамках реконструкции объекта (аэропорта) на сумму 70 млн. руб., в том числе 40 млн. руб. - поставка оборудования и 30 млн. руб. - поставка различного программного обеспечения. То есть сводным сметным расчетом стоимости реконструкции объекта предусмотрено приобретение аппаратно-программного комплекса, при этом поставка оборудования осуществляется с предустановленным программным обеспечением (неисключительные права использования). Данные расходы проводятся по КВР 414 с отражением на счете 106.11. По какому КОСГУ отразить оплату по данному контракту: по 310 или 310 и 226?

Казенное учреждение (государственный заказчик) заключило контракт на поставку аппаратно-программного комплекса в рамках реконструкции объекта (аэропорта) на сумму 70 млн. руб., в том числе 40 млн. руб. - поставка оборудования и 30 млн. руб. - поставка различного программного обеспечения. То есть сводным сметным расчетом стоимости реконструкции объекта предусмотрено приобретение аппаратно-программного комплекса, при этом поставка оборудования осуществляется с предустановленным программным обеспечением (неисключительные права использования). Данные расходы проводятся по КВР 414 с отражением на счете 106.11.
По какому КОСГУ отразить оплату по данному контракту: по 310 или 310 и 226?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы государственного заказчика, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости реконструкции, по контракту на поставку аппаратно-программного комплекса с предустановленным программным обеспечением считаем возможным отразить по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Статьей 6 БК РФ предусмотрено, что бюджетные инвестиции направлены на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В результате осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности по общему правилу формируется (увеличивается) стоимость объектов капитального строительства (реконструкции).
В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика), в сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения. Введением в Методику предусмотрено, что ее положения распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых предприятий, зданий и сооружений, а также при осуществлении реконструкции, расширения и технического перевооружения уже действующих объектов. При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости учитываются затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства (п. 3.1 Методики). Подробный перечень таких затрат приведен в п.п. 4.71-4.103 Методики. Соответственно, затраты, осуществленные в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости на реконструкцию объекта, в дальнейшем включаются в стоимость реконструируемого объекта недвижимости (п. 19 Стандарта "Основные средства").
В рассматриваемой ситуации расходы осуществляются по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" в целях реконструкции объекта капитального строительства (аэропорта), при этом расходы на приобретение аппаратно-программного комплекса, включая программное обеспечение, предусмотрены сводным сметным расчетом на реконструкцию объекта недвижимости. В соответствии с п.п. 127, 130 Инструкции N 157н учет операций по вложениям в объекты основных средств при их строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), ведется учреждением на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", на котором группируются все фактические затраты, связанные с его созданием (приобретением), модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием, техническим перевооружением.
В рассматриваемой ситуации по контракту за счет бюджетных инвестиций приобретаются объекты нефинансовых активов, относящиеся к движимому имуществу, в таком случае ситуация схожа со строительством под ключ. Поступившие в рамках реконструкции объекты имущества, не связанные неразрывно с объектом недвижимости, не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта, если они могут выполнять определенные самостоятельные функции. Первоначальная стоимость таких объектов формируется на счетах 106 30 "Вложения в иное движимое имущество учреждения", 106 20 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения" (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429). При этом задачей государственного заказчика является формирование стоимости именно вложений на реконструкцию (строительство) объекта недвижимости, а не стоимости объектов основных средств.
В данном случае в целях реконструкции объекта по контракту приобретается оборудование с предустановленным программным обеспечением с неисключительным правом его использования.
Согласно п. 333 Инструкции N 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются учреждением на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). В связи с чем программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, следует учитывать на забалансовом счете 01 (письмо Минфина России от 18.03.2016 N 02-07-10/15362). Как правило, такие расходы не формируют стоимость объектов нефинансовых активов.
Вместе с тем в соответствии с п. 15 Стандарта "Основные средства" первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, которые включают любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.
Финансовым ведомством предусмотрены следующие случаи включения стоимости программного обеспечения в первоначальную стоимость оборудования:
- оборудование приобретается с предустановленным программным обеспечением (письма Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66102, от 21.07.2016 N 02-07-10/43076);
- оборудование приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения, материальный объект не может использоваться в деятельности учреждения без установки программного обеспечения (письмо Федеральной налоговой службы от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7756 "О порядке учета программного обеспечения").
Поскольку в данной ситуации речь идет о приобретении оборудования с предустановленным программным обеспечением и данные расходы были включены в сводный сметный расчет, то можно говорить о том, что такие затраты неразрывно связаны с реконструируемым объектом недвижимого имущества.
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н) и зависит от экономического содержания осуществляемых расходов.
При этом в рассматриваемой ситуации закупка непосредственно оборудования и программного обеспечения осуществляется на основании единого контракта. Согласно прямой норме п. 11.1 Порядка N 209н расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В связи с тем, что речь об отдельном приобретении программного обеспечения не идет, а затраты на приобретение неисключительных прав пользования программным обеспечением в данной ситуации формируют первоначальную стоимость аппаратно-программного комплекса, применение подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ некорректно. Пунктом 10.2.8 Порядка N 209н для отражения расходов на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы предусмотрена подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений". Однако ее использование для оплаты программного обеспечения, стоимость которого выделена согласно условиям контракта, в рассматриваемой ситуации также некорректно; подстатья 228 КОСГУ применяется, если расходы производятся на основании отдельных договоров (контрактов), в результате которых не осуществляется приобретение (создание) самих объектов основных средств.
Соответственно, расходы на оплату всего контракта считаем возможным отразить по коду вида расходов 414 в увязке со статьей 310 КОСГУ, несмотря на то обстоятельство, что стоимость программного обеспечения обособленно выделена в соответствии с условиями контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

19 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.