Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение планирует приобрести легковозводимое сооружение некапитального характера без фундамента (учебно-производственного назначения). Сооружение будет разборного характера без неразрывной связи с земельным участком. Для того чтобы поставить это сооружение на участке, планируется заключение отдельного договора на благоустройство территории (земельного участка, переданного в бессрочное пользование бюджетному учреждению). В виды работ по этому договору входят: земельные работы (разработка грунта, уплотнение грунта), устройство свай, устройство подпорной стенки, устройство бетонной подготовки и устройство бетонной площадки. Оплата работ будет осуществляться на основании актов выполненных работ. Работы по благоустройству территории связаны не только с установкой сооружения, но и вызваны необходимостью облагородить территорию, поскольку на земельном участке находится поврежденное здание. Относятся ли вышеперечисленные работы к понятию благоустройства территории? По каким коду вида расхода и статье КОСГУ необходимо оплатить вышеуказанные работы? Должна ли стоимость работ по благоустройству территории увеличивать стоимость объекта движимого имущества - сооружения?

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение планирует приобрести легковозводимое сооружение некапитального характера без фундамента (учебно-производственного назначения). Сооружение будет разборного характера без неразрывной связи с земельным участком. Для того чтобы поставить это сооружение на участке, планируется заключение отдельного договора на благоустройство территории (земельного участка, переданного в бессрочное пользование бюджетному учреждению). В виды работ по этому договору входят: земельные работы (разработка грунта, уплотнение грунта), устройство свай, устройство подпорной стенки, устройство бетонной подготовки и устройство бетонной площадки. Оплата работ будет осуществляться на основании актов выполненных работ.
Работы по благоустройству территории связаны не только с установкой сооружения, но и вызваны необходимостью облагородить территорию, поскольку на земельном участке находится поврежденное здание.
Относятся ли вышеперечисленные работы к понятию благоустройства территории? По каким коду вида расхода и статье КОСГУ необходимо оплатить вышеуказанные работы? Должна ли стоимость работ по благоустройству территории увеличивать стоимость объекта движимого имущества - сооружения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения кодов бюджетной классификации и статей (подстатей) КОСГУ зависит от экономического содержания осуществляемых расходов, а также от условий контракта и предусмотренного порядка документального оформления расходов.
Оплату договора по благоустройству территории можно осуществить с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в следующих случаях:
- расходы (или документально подтвержденная часть расходов), по мнению комиссии, не приведут к формированию и увеличению стоимости нефинансовых активов;
- оплата договора осуществляется на основании единого акта выполненных работ, при этом часть расходов может привести к формированию и увеличению стоимости нефинансовых активов.
Если комиссией учреждения будет принято решение о включении расходов в первоначальную стоимость сооружения в связи с тем, что расходы неразрывно связаны с доведением сооружения до состояния, пригодного к эксплуатации, и их стоимостная оценка подтверждена актами выполненных работ, затраты на оплату таких работ относятся на статью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
В рассматриваемой ситуации планируется приобрести легковозводимое сооружение (объект движимого имущества). На основании отдельного договора запланировано осуществить работы по благоустройству территории, на которой будет расположен объект основных средств. При этом заключение одного договора на все виды работ не является обязательным условием отнесения соответствующего обязательства к какой-либо одной статье (подстатье) КОСГУ, п. 3 Порядка N 209н предусмотрена группировка расходов в зависимости от экономического содержания операции.
В целях принятия решения об отнесении затрат на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ необходимо оценить конечный результат, который планируется достигнуть в результате исполнения договора, а также возможности определения стоимостной оценки отдельных видов работ по благоустройству территории на основании закрывающих документов (актов выполненных работ).
В соответствии с п. 15 Стандарта "Основные средства" первоначальная стоимость приобретенного объекта основных средств определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, которые включают цену приобретения, а также любые фактические затраты на его приобретение, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации, включая затраты на подготовку площадки.
Принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов, в том числе о включении расходов учреждения в первоначальную стоимость основных средств на этапе ее формирования, относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из анализа документации, содержащей технические характеристики объекта, а также оценки результатов произведенных дополнительных работ и причин их возникновения. В случае заключения договора, в результате которого будут осуществлены работы, связанные с установкой сооружения и являющиеся необходимыми для его дальнейшей эксплуатации, комиссии необходимо оценить объем расходов из общей цены договора, которые сформируют первоначальную стоимость объекта основных средств.
Как правило, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575)*(1). При этом в результате таких работ могут возникнуть капитальные вложения в объекты основных средств.
Работы по разработке и уплотнению грунта, устройству свай, подпорной стенки и бетонной площадки могут рассматриваться комиссией как необходимые подготовительные работы для установки движимого сооружения, т.е. неразрывно связанные с доведением сооружения до состояния, пригодного к эксплуатации. При таких условиях подобные затраты могут быть включены в первоначальную стоимость сооружения на этапе ее формирования (письмо Минфина России от 21.01.2016 N 02-05-11/2535). В таком случае расходы на оплату выполненных работ, которые по решению комиссии будут отнесены на капитальные вложения, в соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
В то же время расходы в целях благоустройства территории, которые, по мнению комиссии, не приведут к формированию и увеличению стоимости нефинансовых активов (например, работы по разработке и уплотнению грунта направлены на улучшение функционального и эстетического состояния земельного участка), относятся на финансовый результат учреждения и отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (письма Минфина России от 13.09.2019 N 02-08-05/70775, от 21.01.2016 N 02-05-11/2535).
Следует отметить, что для отнесения расходов в целях оплаты договора на разные подстатьи КОСГУ подтверждение таких работ должно быть оформлено разными актами выполненных работ, на основании которых определяется стоимостная оценка принятого обязательства. Если учреждением, как в рассматриваемой ситуации, заключается комплексный договор на благоустройство территории, предусматривающий обязательства подрядчика по выполнению комплекса определенных работ, все расходы по оплате такого договора возможно отразить по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (смотрите, к примеру, письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244, от 11.07.2014 N 02-05-10/34079), при этом согласно условиям договора факт выполнения работ должен подтверждаться единым документом - актом выполненных работ. Однако осуществление оплаты комплексного договора по подстатье 226 КОСГУ не служит препятствием для формирования в целях бухгалтерского учета стоимости нефинансовых активов учреждения.
Окончательное решение о порядке применения статей (подстатей) КОСГУ в рассматриваемой ситуации лежит в компетенции должностных лиц учреждения, а также зависит от документального оформления закрывающих договор документов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет объектов благоустройства (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

21 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Основные термины и определения содержатся в Своде правил СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" СНиП III-10-75 (утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 N 972/пр). Перечни объектов и элементов благоустройства содержатся соответственно в п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.