Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Для оплаты работ по проектированию системы пожарной сигнализации и оповещения, работ по изготовлению ПСД на установку пожарной сигнализации и работ по монтажу пожарной сигнализации будет заключено три отдельных договора. По какому коду вида расхода и статье КОСГУ в 2020 году следует отразить: работы по проектированию системы пожарной сигнализации и оповещения; изготовление проектно-сметной документации на установку сигнализации; работы по монтажу пожарной сигнализации?

Для оплаты работ по проектированию системы пожарной сигнализации и оповещения, работ по изготовлению ПСД на установку пожарной сигнализации и работ по монтажу пожарной сигнализации будет заключено три отдельных договора.
По какому коду вида расхода и статье КОСГУ в 2020 году следует отразить: работы по проектированию системы пожарной сигнализации и оповещения; изготовление проектно-сметной документации на установку сигнализации; работы по монтажу пожарной сигнализации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по договорам на работы по проектированию системы пожарной сигнализации и работы по изготовлению проектно-сметной документации следует отразить с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Расходы по договору на монтаж системы пожарной сигнализации могут быть также отражены по элементу видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Вместе с тем в результате выполнения работ по монтажу пожарной сигнализации профильной комиссией учреждения может быть принято решение об учете отдельных объектов системы в составе основных средств.

Обоснование вывода:
Системы пожарной сигнализации (далее - СПС) - это комплекс технических средств, включающий в себя сигнализационные сети, измерительные устройства, средства обработки информации. Согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечное оборудование, устройства средств измерения, управления; средства принятия, передачи, хранения информации, т.е. датчики, приемно-контрольные панели. Поэтому СПС, исходя из требований п. 45 Инструкции N 157н, может частично учитываться в составе здания, а частично - в качестве отдельных инвентарных объектов, удовлетворяющих критериям основных средств. В то же время работы по монтажу СПС в части прокладки сигнализационных сетей не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Поэтому рассматривать такие работы в качестве работ, приводящих к увеличению стоимости здания в соответствии с п. 27 Инструкции N 157н, нельзя.
Следовательно, в общем случае при принятии к учету системы пожарной сигнализации учреждение несет расходы:
- относимые на финансовый результат (текущий характер затрат);
- на формирование вложений в основные средства (капитальный характер затрат).
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности системы пожарной сигнализации, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), относятся на подстатью 226 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Однако порядок отнесения расходов по договору на монтаж систем в случае, если часть расходов будут формировать капитальные вложения, а часть нет, Порядком N 209н не урегулирован. Вместе с тем аналогичная ситуация уточнена в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н).
Таким образом, в учреждении может быть принято решение об отражении расходов по монтажу СПС, включая и стоимость устанавливаемого оборудования, по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Иными словами, если условиями договора на монтаж системы предусмотрено направление средств на выполнение работ как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера по аналогии с требованиями, предусмотренными п. 7 Порядка N 209н. Учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отражения расходов в подобных ситуациях следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
В соответствии с п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Необходимость выполнения работ по проектированию СПС и оповещения, а также работ по изготовлению проектно-сметной документации на установку СПС регламентируется п. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Учитывая, что монтаж СПС осуществляется не в рамках капитального ремонта, то и расходы по указанным работам следует отражать аналогичным образом:
- по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н);
- по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ как работы по типовому проектированию (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
В бюджетном учете казенного учреждения рассматриваемые договоры согласно положениям Инструкции N 162н следует отражать следующими бухгалтерскими записями:
1. По работам по проектированию и изготовлению проектно-сметной документации:
Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 73Х - на основании акта выполненных работ.
2. По договору на монтаж (установку) системы пожарной сигнализации:
а) Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 73Х на основании акта выполненных работ расходы, не связанные с формированием стоимости отдельных основных средств, отнесены на расходы (затраты) текущего года, при этом информация об установленной в здании сигнализации фиксируется в Инвентарной карточке по зданию.
б) Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 302 26 73Х отражено капитальное вложение в основные средства, при условии принятия профильной комиссией учреждения решение об учете отдельных объектов системы в составе основных средств*(1);
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КРБ 1 106 31 310 - отражено принятие к учету объектов основных средств.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

14 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Для определения первоначальной стоимости смонтированных объектов основных средств сотрудники профильной комиссии учреждения могут использовать акты выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, утвержденные исполнителем и заказчиком (учреждением).