Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какой датой отражать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы на уплату государственной пошлины за лицензирование: датой уплаты пошлины, датой подачи документов в лицензирующий орган или датой выдачи лицензии? Какой документ будет основанием для составления бухгалтерской справки при начислении указанных расходов? Если учреждение оплатило госпошлину в августе 2019 года, но решило подавать документы на лицензирование в следующем году, то должен ли быть остаток по дебету счета 303.05 на конец года?

Какой датой отражать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы на уплату государственной пошлины за лицензирование: датой уплаты пошлины, датой подачи документов в лицензирующий орган или датой выдачи лицензии? Какой документ будет основанием для составления бухгалтерской справки при начислении указанных расходов? Если учреждение оплатило госпошлину в августе 2019 года, но решило подавать документы на лицензирование в следующем году, то должен ли быть остаток по дебету счета 303.05 на конец года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дата (момент) признания госпошлины в затратах учреждений госсектора в бухгалтерском учете в настоящее время нормативно не урегулирована. Датой отнесения на затраты суммы оплаченной госпошлины может быть в равной степени как день приема документов на регистрацию, так и день выдачи лицензии.
Соответственно, учреждению необходимо взвесить преимущества и недостатки каждого из указанных вариантов и выбранный способ учета (дата признания госпошлины в затратах учреждения и документ-основание) закрепить в рамках учетной политики.
Независимо от выбранного способа учета госпошлины в затратах при оплате сбора в текущем финансовом году и подаче документов на лицензирование в следующем году на конец года по счету 303 05 будет числиться дебиторская задолженность.

Обоснование вывода:
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий. В рассматриваемой ситуации учреждение обращается в лицензирующий орган за получением лицензии.
Дата (момент) признания госпошлины в затратах учреждений госсектора в бухгалтерском учете в настоящее время нормативно не урегулирована, а значит, можно рассмотреть следующие варианты отнесения на затраты уплату таких платежей:
- датой уплаты пошлины;
- датой подачи документов в лицензирующий орган;
- датой выдачи лицензии.
Воспользуемся общими принципами признания расходов. Согласно п.п. 20, 21 ФСБУ "Концептуальные основы" объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, составленных в момент совершения фактов хозяйственной жизни. В п.п. 16, 78 ФСБУ "Концептуальные основы" указано, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).
В рассматриваемой ситуации учреждению необходимо сдать документы на регистрацию в лицензирующий орган и получить лицензию, а оплата госпошлины является основанием для начала регистрационных действий лицензирующим органом.
Согласно п. 130 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), расчеты с бюджетом по государственной пошлине отражаются в учете с использованием счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
При обращении за совершением регистрационных действий государственную пошлину надо заплатить до подачи документов на регистрацию. Так как регистрационные действия не начались, то учреждение может отказаться от их совершения. И тогда ему обязаны вернуть деньги. Это означает, что с учетом изложенных выше положений п.п. 16, 78 ФСБУ "Концептуальные основы" на дату уплаты госпошлины у учреждения нет оснований для признания платежа в расходах: на момент оплаты возникает дебиторская задолженность по счету 303 05 на соответствующую сумму.
А вот подача учреждением предусмотренного законодательством пакета документов на получение лицензии уже может являться основанием для отнесения суммы госпошлины на затраты. Факт хозяйственной жизни - передача подготовленного пакета документов на получение лицензии - состоялся. Далее от учреждения регистрационный процесс не зависит, это обязанность лицензирующего органа. Тогда основанием для проводки будет являться расписка или другой документ лицензирующего органа, подтверждающий прием документов от учреждения на регистрацию.
С другой стороны, есть риск отказа в выдаче лицензии регистрирующим органом. Поэтому не менее обоснованным будет решение учреждения относить на затраты сумму оплаченной госпошлины датой выдачи лицензии. В этом случае основанием для проводки в бухгалтерском учете учреждения будет полученная лицензия или письменный отказ в выдаче.
То есть датой отнесения на затраты суммы оплаченной госпошлины может быть в равной степени как день приема документов на регистрацию, так и день выдачи лицензии. Учреждению необходимо взвесить преимущества и недостатки каждого из указанных вариантов и выбранный способ учета (дату признания госпошлины в затратах учреждения и документ-основание) закрепить в рамках учетной политики.
Соответственно, независимо от выбранного способа учета сбора в затратах если уплата госпошлины произведена в августе 2019 года, а документы на лицензирование планируется подавать в следующем финансовом году, то на конец 2019 года по дебету счета 303 05 будет числиться остаток в размере оплаченной суммы госпошлины.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Ответ прошел контроль качества

9 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.