Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На какую подстатью КОСГУ относить расходы по вывозу твердых коммунальных отходов по контрактам, заключенным как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии (в регионе определен региональный оператор)?

На какую подстатью КОСГУ относить расходы по вывозу твердых коммунальных отходов по контрактам, заключенным как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии (в регионе определен региональный оператор)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2019 году отражаются по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ в 2019 году установлен приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). Так, пунктом 10.2.3 Порядка N 209н прямо предусмотрено, что расходы на оплату услуг обращения с твердыми коммунальными отходами отражаются по подстатье 223 "Коммунальные услуги".
В свою очередь, расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием имущества, в том числе вывоз отходов производства, а также вывоз и утилизацию отходов производства в случае, если утилизацию (размещение, захоронение) согласно условиям договора осуществляет исполнитель, следует относить на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н).
На подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся в том числе услуги и работы по утилизации, захоронению отходов (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Таким образом, Порядком N 209н не ставится в зависимость применение соответствующих статей (подстатей) КОСГУ от типа контрагента, в том числе его принадлежности к региональному оператору. При выборе соответствующего кода, прежде всего, следует руководствоваться экономическим содержание договора. Иными словами, если речь идет именно об услугах по вывозу твердых коммунальных отходах (далее - ТКО), то для целей отражения таких расходов следует применять подстатью 223 КОСГУ.
Вместе с тем с 01.01.2019 заработала новая система обращения с ТКО, при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; далее - Закон N 89-ФЗ). Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления (части 1, 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Поэтому теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры - на отдельную услугу:
- по оказанию услуг по обращению с ТКО - с региональным оператором;
- по вывозу и утилизации отходов производства - с организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Следует отметить, что если в конкретном регионе не определен оператор по вывозу ТКО и не установлены единые тарифы, то в таком случае могут быть заключены договоры по вывозу отходов с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии. Однако в такой ситуации уже, как правило, заключается договор на вывоз отходов без разделения на коммунальные, отходы производства и т.д. Плата за вывоз ТКО также может входить в состав расходов по содержанию помещений. Соответственно, затраты по подобным договорам будут относиться на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Если все-таки будет заключен договор именно на вывоз ТКО, то расходы по такому договору относятся на подстатью 223 исходя из прямой нормы п. 10.2.3 Порядка 209н.
Еще раз подчеркнем, что факт заключения договоров, как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии, не влияет на порядок применения подстатей КОСГУ. Однако несоблюдение порядка заключения договоров на вывоз ТКО может послужить поводом для предъявления претензий со стороны контролирующих органов, в частности, признания таких договоров ничтожными.
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма типового договора определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156).
Соответственно, в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры:
а) с региональным оператором - при оказании услуг на вывоз ТКО;
б) с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии, - при оказании иных услуг по вывозу (утилизации) отходов:
- на оказание услуг по обращению с ТКО. Расходы на оплату услуг в рамках такого договора следует относить на подстатью 223 КОСГУ;
- комплексная услуга по вывозу и утилизации отходов производства. Расходы на оплату услуг в рамках такого договора относятся на подстатью 225 КОСГУ;
- на оказание услуги по утилизации. Расходы в рамках указанного договора относятся на подстатью 226 КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации контракт, заключенный учреждением, предусматривает вывоз твердых коммунальных отходов. Соответственно, расходы по вывозу таких отходов подлежат отражению по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

19 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.