Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Об учете товарного знака и дизайна упаковки в 2024 году

Об учете товарного знака и дизайна упаковки в 2024 году

Организация планирует заняться продажей готовой продукции, которая будет производиться сторонней организацией на заводе в Китае.
На разработку общей концепции изделий привлечена сторонняя организация (торговое наименование и его визуализация выкупается с дальнейшим оформлением в патентном бюро, далее на каждый вид изделий создается дизайн упаковки).
С учетом изменений НМА/НИОКР в 2024 году, каким образом собирать расходы на торговое наименование (будет регистрация прав в РФ) и разработку дизайна упаковки (упаковка с этим дизайном предполагается к использованию примерно пять лет по бизнес-плану, но без регистрации дизайна)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Торговое наименование (далее - товарный знак) признается НМА. Все затраты (кроме затрат, которые осуществила организация собственными силами, при наличии таковых), связанные с созданием товарного знака, до получения свидетельства учитываются на счете 08. После получения свидетельства затраты списываются со счета 08 в дебет счета 04.

Дизайн упаковки не признается НМА. По нашему мнению, затраты на дизайн упаковки признаются единовременно в составе расходов в момент их осуществления. 

Обоснование позиции:

Согласно п. 4 ФСБУ 14/2022 для целей бухгалтерского учета объектом нематериальных активов считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

  • не имеет материально-вещественной формы;
  • предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
  • предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана), на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить;
  • может быть выделен (идентифицирован) из других активов или отделен от них. 

Товарный знак 

Товарный знак (торговое наименование) относится к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации (смотрите подп. 14 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Свидетельство на товарный знак выдается при регистрации товарных знаков в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1481 ГК РФ).

То есть согласно нормам ГК РФ товарный знак является средством индивидуализации и приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности.

Согласно подп. "е" п. 8 ФСБУ 14/2022 ФСБУ 14/2022 не распространяется на средства индивидуализации (например фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации. Как разъясняется в информационном сообщении Минфина России от 18.07.2022 N ИС-учет-40, из сферы применения ФСБУ 14/2022 исключены средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, др.), созданные собственными силами организации (ранее - не исключались). Затраты, связанные с созданием таких объектов, признаются расходами периода, в котором они понесены.

В рассматриваемом случае созданием товарного знака будет заниматься сторонняя организация, товарный знак соответствует признакам, перечисленным в п. 4 ФСБУ 14/2022, следовательно, товарный знак признается НМА.

В соответствии с п. 5 ФСБУ 26/2020 затраты на приобретение НМА относятся к капитальным вложениям. К капитальным вложениям относятся в т.ч. затраты на создание объектов нематериальных активов (подп. "л" п. 5 ФСБУ 26/2020).

Таким образом, все затраты, связанные с созданием товарного знака до получения свидетельства на товарный знак (услуги сторонней организации, госпошлина за регистрацию товарного знака, госпошлина за выдачу свидетельства, иные затраты), относятся к капитальным вложениям. Организация для учета затрат на товарный знак вправе использовать счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". После получения свидетельства затраты списываются со счета 08 в дебет счета 04. Смотрите также Энциклопедию решений. Учет приобретения НМА за плату.

В налоговом учете изменений в порядок учета товарных знаков в настоящий момент не внесено. Так, на сегодняшний день в составе нематериальных активов учитываются исключительные права на товарные знаки (п. 3 ст. 257 НК РФ) стоимостью более 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Из взаимосвязи п. 1 ст. 1477, ст. 1481 ГК РФ следует, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Учитывая изложенное, в составе нематериальных активов для целей исчисления налога на прибыль учитываются товарные знаки, на которые получены соответствующие свидетельства.

В рассматриваемом случае в налоговом учете стоимость НМА будет аналогична стоимости НМА по данным бухгалтерского учета и будет сформирована из затрат, связанных с созданием товарного знака, до получения свидетельства, в т.ч. таких как услуги сторонней организации, госпошлина за регистрацию товарного знака, госпошлина за выдачу свидетельства. 

Дизайн упаковки 

Согласно подп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022 для признания актива в качестве НМА, организация в т.ч. должна быть способна ограничить доступ иных лиц.

В рассматриваемом случае дизайн упаковки не регистрируется как исключительное право, иные лица могут воспользоваться дизайном упаковки, следовательно, доступ иных лиц к возможности использования дизайна упаковки не ограничен со стороны организации.

Поэтому, как мы полагаем, дизайн упаковки не относится к НМА.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты.

Таким образом, расходы на дизайн упаковки признаются в бухгалтерском учете в периоде их осуществления.

Вместе с тем если условие подп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022 о том, что для признания актива в качестве НМА организация должна быть способна ограничить доступ иных лиц, будет выполняться (например, на упаковке будет нанесен товарный знак (торговое наименование) или инструкция по эксплуатации конкретной продукции, что вряд ли сделает возможным использование дизайна иными лицами), можно, на наш взгляд, квалифицировать расходы на дизайн упаковки в качестве капитальных затрат, в результате которых будет образован НМА.

В налоговом учете нормы главы 25 НК РФ не содержат положений, прямо регулирующих порядок учета затрат на дизайн упаковки.

С учетом разъяснений, данных, например, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, мы придерживаемся позиции, что в отношении расходов на разработку дизайна упаковки реализуемой продукции имеются предпосылки для признания их экономически обоснованными в понимании ст. 252 НК РФ.

Учитывая характер понесенных организацией затрат, считаем целесообразным их отнесение к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В этом случае расходы на затраты на дизайн упаковки как косвенные могут быть учтены при формировании налогооблагаемой прибыли в периоде их фактического оказания (выполнения) (под. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272, ст. 320 НК РФ) при выполнении всех требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Смотрите также Вопрос: Организация осуществляет торговую деятельность, в качестве заказчика она заключила договор о "предоставление услуг по допечатной подготовке дизайн-макета упаковки для последующего изготовления упаковочных материалов". Разработанный дизайн-макет предназначен для изготовления (печати) неограниченного количества упаковок. К какому виду расходов отнести указанные затраты в налоговом учете (налог на прибыль)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2013 г.)

При этом согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. 

Рекомендуем также ознакомится с материалами:

  • Вопрос: Переход на ФСБУ 14/2020 в части созданных своими силами товарных знаков (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.);
  • Вопрос: Организация разрабатывает новый товарный знак, который будет размещаться на упаковке. Для его оформления организация заказала следующие работы: разработку эскизов дизайна новой упаковки; создание оригинал-макета упаковки; изучение аналогов, конкурентов для изучения упаковки, где будет размещать товарный знак; оформление документов в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на товарный знак; госпошлина. Как эти расходы учитываются в бухгалтерском и налоговом учете? Что из этих расходов формирует стоимость товарного знака? Будет ли товарный знак являться нематериальным активом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий 

Ответ прошел контроль качества 

11 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.