Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Инвентаризация объектов аренды у арендатора

Инвентаризация объектов аренды у арендатора

До вступления в силу ФСБУ 25/2018 учет арендованного имущества осуществлялся арендатором на счетах забалансового учета.
В связи в вступлением в действие ФСБУ 25/2018 арендатор по договорам аренды признает предмет аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде, если иное не установлено настоящим Стандартом (п. 10 ФСБУ 25/2018). Забалансовый учет арендованного имущества арендатором не ведется.
В рамках одного договора признан один объект аренды (ППА), независимо от того, сколько по количеству предметов аренды передано в рамках договора.
Как провести и оформить инвентаризацию имущества, полученного арендатором по договорам аренды?

Частью 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Начиная с 1 апреля 2025 года для организаций, не относящихся к бюджетной сфере, обязателен для применения новый ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация", а Методические указания утрачивают силу.

Пункт 1.3 Методических указаний прямо указывает на необходимость инвентаризации арендованного имущества. В то время как ФСБУ 28/2023 не дает детальной расшифровки объектов инвентаризации.

Подробнее см. Энциклопедия решений. Активы и обязательства, подлежащие инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (на основе методических указаний N 49)

В любом случае как по старым, так и по новым правилам при инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества и обязательств, так или иначе связанных с организацией. Представляется вполне логичным выявлять фактическое наличие не только собственных активов, но и имущества других лиц, находящегося у организации, вне зависимости от правил его учета.

Например, согласно п. 3 ФСБУ 28/2023 фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта. В новом Стандарте упоминаются не только активы и обязательства, но и (см. п.п. 4, 18 "г" и "д"):

  • объекты бухгалтерского учета экономического субъекта (в частности, имущество, имущественные права, в том числе других лиц), которые согласно ФСБУ не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению в бухучете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • имущество, имущественные права и обязательства, не учтенные экономическим субъектом.

На законодательном уровне какого-то единого алгоритма проведения инвентаризации арендованных объектов не установлено. Такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно.

На наш взгляд, ключевым моментом является обособленное отражение арендованных объектов в отдельной описи с указанием оснований их нахождения в организации (п. 2.11, 4.1 Методических указаний, п. 32 ФСБУ 28/2023). Несмотря на отсутствие необходимости забалансового учета таких объектов в связи с особенностями учета аренды по правилам ФСБУ 25/2018, предмет аренды должен идентифицироваться и в наличии у арендатора должны быть соответствующие документы об их получении (договор аренды, акт приемки-передачи) (п. 3.1, 3.7 Методических указаний, п.п. 5, 6, 10 ФСБУ 25/2018). По сути, инвентаризация предметов аренды может заключаться в сопоставлении с договорными документами фактически находящегося в организации имущества. 

Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими документами (материалами):

  • Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм (на основе методических указаний N 49);
  • Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в соответствии с ФСБУ 28/2023;
  • Информационное сообщение Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии";
  • Инвентаризация будет проводиться по новым правилам (М.В. Подкопаев, журнал "Бухгалтер Крыма", N 6, июнь 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина 

Ответ прошел контроль качества 

26 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.