Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Предприятие приобрело по договору автотранспортное средство. Для приемки и передачи транспортной компании автотранспорта сотруднику пришлось ехать в другой город. По приказу была оформлена командировка. Также по приказу выводили водителя в выходной день для доставки сотрудника в аэропорт. Автотранспорт доставили в место нахождения предприятия. Провели приемку. В первоначальную стоимость включили расходы: - стоимость автотранспорта без НДС; - стоимость услуг транспортной компании; - командировочные расходы сотрудника; - средний заработок во время командировки; - госпошлину за регистрацию транспортного средства. Нужно ли включать в первоначальную стоимость расходы, связанные с доставкой сотрудника в аэропорт и обратно: заработную плату водителя, топливо?

Предприятие приобрело по договору автотранспортное средство. Для приемки и передачи транспортной компании автотранспорта сотруднику пришлось ехать в другой город. По приказу была оформлена командировка. Также по приказу выводили водителя в выходной день для доставки сотрудника в аэропорт. Автотранспорт доставили в место нахождения предприятия. Провели приемку. В первоначальную стоимость включили расходы: - стоимость автотранспорта без НДС; - стоимость услуг транспортной компании; - командировочные расходы сотрудника; - средний заработок во время командировки; - госпошлину за регистрацию транспортного средства. Нужно ли включать в первоначальную стоимость расходы, связанные с доставкой сотрудника в аэропорт и обратно: заработную плату водителя, топливо?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Оснований для включения расходов в первоначальную стоимость основного средства, связанных с доставкой сотрудника в аэропорт (заработная плата водителя и топливо), нет. 

Обоснование позиции:

При признании в бухгалтерском учете объекты основных средств оцениваются по первоначальной стоимости, которая представляет собой общую сумму связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020).

Под капитальными вложениями понимаются фактические затраты организации на приобретение, создание, улучшение, а также восстановление объектов основных средств (п. 5, абзац 1 п. 9 ФСБУ 26/2020).

В сумму фактических затрат при признании капитальных вложений включаются (п. 10 ФСБУ 26/2020) в том числе:

  • уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при осуществлении капитальных вложений суммы. В данных суммах необходимо учитывать все скидки, уступки, вычеты, премии и льготы, предоставляемые поставщиком (продавцом, подрядчиком). При этом суммы налогов и сборов не учитываются в данных суммах (п. 11 ФСБУ 26/2020);
  • заработная плата и любые другие формы вознаграждений работникам организации, труд которых используется для осуществления капитальных вложений, а также все связанные с указанными вознаграждениями социальные платежи (пенсионное, медицинское страхование и др.).

Управленческие расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием, улучшением и (или) восстановлением основных средств, а также иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления основных средств, в капитальные вложения не включаются (п. 16 ФСБУ 26/2020).

По нашему мнению, в отличие от работника, направление которого в командировку было вызвано необходимостью осуществления контроля, к примеру, комплектации, соответствия технических характеристик ТС, сопровождения ТС или своевременностью отправки этого ТС к месту назначения и т.п., вызов водителя в выходной день для доставки работника в аэропорт не являлся необходимым условием приобретения ТС (командированный работник мог, к примеру, добраться до аэропорта общественным транспортом, на такси, на личном автомобиле и т.п.). Иными словами, целью вызова водителя являлась только доставка работника в аэропорт, тогда как направление работника в командировку связано непосредственно с приобретением ТС.

В связи с этим полагаем, что в бухгалтерском учете расходы, связанные с доставкой сотрудника в аэропорт и обратно (заработная плата водителя и топливо), не включаются в первоначальную стоимость объекта основного средства, так как они не связаны непосредственно с приобретением данного объекта.

В налоговом учете в соответствии со ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Соответственно, в налоговом учете расходы, связанные с доставкой сотрудника в аэропорт и обратно (заработная плата водителя и топливо), также не включаются в первоначальную стоимость объекта основного средства, так как не связаны непосредственно с приобретением основного средства.

Что касается включения в первоначальную стоимость основного средства командировочных расходов работника, направляемого в командировку с целью приобретения основного средства, позиция контролирующих органов неоднозначна.

Ранее налоговые органы требовали включать командировочные расходы в первоначальную стоимость основного средства, если целью командировки было приобретение этого актива. Существуют письмо ФНС и судебные решения, в которых сделан аналогичный вывод (письмо УФНС России по г. Москве от 22 декабря 2006 г. N 20-12/115096, постановление Семнадцатого ААС от 24 апреля 2012 г. N 17АП-2714/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. N А19-1020/09).

Позже позиция налоговых органов и арбитражных судов изменилась, и командировочные расходы, по их мнению, не должны увеличивать первоначальную стоимость ОС (письмо УФНС России по г. Москве от 19 мая 2009 г. N 16-15/049826, постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2013 г. N Ф07-2814/13).

Более свежих судебных решений и позиций налоговых органов нами не было обнаружено.

В связи с неоднозначной позицией финансовых органов и судов в отношении включения командировочных расходов в первоначальную стоимость основного средства, считаем целесообразным позицию организации в отношении включения таких расходов в первоначальную стоимость ОС закрепить в учетной политике.

В заключение отметим, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 (сентябрь 2023);
  • Энциклопедия решений. Учет расходов на командировки по территории РФ (сентябрь 2023);
  • Формирование стоимости основных средств: спорные затраты в налоговом и бухгалтерском учете ("Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2013 г.);
  • Вопрос: Организация закупает новое оборудование у российской компании. Монтажные и наладочные работы проводит иностранная организация. До поставки оборудования на территорию РФ организация за свой счет направляет сотрудника на завод иностранной организации. Организацией оформлены документы по командировке, но нигде не указано, что сотрудник проходил обучение по ремонту этого оборудования на территории иностранной организации. Можно ли отнести затраты по командировке сотрудника на увеличение стоимости закупаемого оборудования у российского контрагента, если договора на обучение и подтверждающих документов на обучение с иностранным контрагентом нет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.);
  • Вопрос: Можно ли в бухгалтерском и налогом учете отнести командировку, связанную с тестированием (предварительной приемкой) основного средства, в стоимость основного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гнатюк Екатерина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена 

14 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.