Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Какая статья расходов для списания малоценных материалов, приобретенных для содержания имущества, - лампочек, шурупов, батареек и т.д.? Есть вариант просто списания на 26 счет как малоценные материалы или лучше на 26 счет на содержание имущества? Также управленческие расходы - 26 счет - это какая статья?

Какая статья расходов для списания малоценных материалов, приобретенных для содержания имущества, - лампочек, шурупов, батареек и т.д.? Есть вариант просто списания на 26 счет как малоценные материалы или лучше на 26 счет на содержание имущества? Также управленческие расходы - 26 счет - это какая статья?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете общехозяйственные расходы полежат распределению между видами деятельности в соответствии с самостоятельно разработанной методикой их распределения, закрепленной в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. 

Обоснование вывода:

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено данным законом (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

В соответствии с п. 10 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Одним из нормативных актов по бухгалтерскому учету является ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019), согласно п. 24 которого в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты).

Классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно.

Косвенные затраты распределяются между конкретными видами продукции, работ, услуг обоснованным способом, установленным организацией самостоятельно (п. 25 ФСБУ 5/2019).

В соответствии с абзацем вторым п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять положения Стандарта в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд, то есть запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода, в котором были понесены (не тогда, когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении).

В связи с тем, что это право, но не обязанность, организация может им и не воспользоваться и продолжать учитывать такие запасы в общем порядке, списывая их стоимость на расходы не на дату приобретения, а, как и ранее, при отпуске их в эксплуатацию.

Между тем Стандарт не раскрывает критерии отнесения запасов к предназначенным для управленческих нужд.

В общем случае для управленческих нужд используются канцелярские товары, расходные материалы для офисной оргтехники, хозтовары и хозинвентарь. Однако, на наш взгляд, следует объективно распределять запасы по их назначению и утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.

Расходы на приобретение таких запасов будут признаваться в составе расходов от обычных видов деятельности.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

В частности, на счете 26 могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Таким образом, если организация осуществляет несколько видов деятельности, то общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26, подлежат распределению между этими видами деятельности.

В то же время положения Инструкции, равно как и другие нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не раскрывают методики распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности.

Согласно ст. 8 Закона N 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику (смотрите также п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)). Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета (например, расходов (п. 6 ст. 5 Закона N 402-ФЗ)) выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (смотрите также п. 7 ПБУ 1/2008).

Отсюда, по нашему мнению, следует, что организация вправе самостоятельно разработать экономически обоснованную методику распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности и отразить данные изменения в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В частности, в качестве базового показателя для распределения общехозяйственных расходов могут выступать прямые расходы, расходы на оплату труда рабочих основного производства, материальные расходы, показатели объемов выпуска и реализации продукции и т.п.

При этом из учетной политики должно четко прослеживаться, какие расходы, по какой методике распределяются.

Отметим, что НК РФ не входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учете (ст. 4 Закона N 402-ФЗ) и не регулирует правила ведения бухгалтерского учета. Соответственно, организации не обязаны (но вправе) применять установленный п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
  • Вопрос: Возможно ли включать в объем выручки для целей распределения общехозяйственных расходов данные по счету 91 "Прочие доходы и расходы"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
  • Вопрос: Есть ли нормативная база, обязывающая организацию придерживаться единого критерия/показателя для распределения по всем статьям, собранным на счете 26 "Общехозяйственные расходы", при делении затрат между разными видами деятельности? Если у организации в учетной политике указано, что расходы распределяются на 26 счет пропорционально фонду оплаты труда, то может ли организация выборочно одну статью (например, "Аренда") распределить согласно показателю в учетной политике - фонд оплаты труда, а другую статью (например, аудиторские расходы) распределить пропорционально доходам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.);
  • Вопрос: Организация (общая система налогообложения, метод начисления в бухгалтерском и налоговом учете) осуществляет три вида деятельности. В процессе ведения деятельности организация осуществляет общехозяйственные расходы (оплата труда юридического персонала, руководства, бухгалтерии; аренда помещений и транспорта, которые используются в общехозяйственной деятельности; оплата приобретения бензина; расходы на содержание сайта организации и др.). Каким образом организации следует распределять общехозяйственные расходы между видами деятельности в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

31 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.