Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность IT-компания выпускает журнал, содержание которого не носит характер рекламы. Часть тиража реализуется, а часть бесплатно раздается на профильной конференции. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операции по раздаче журнала?

IT-компания выпускает журнал, содержание которого не носит характер рекламы. Часть тиража реализуется, а часть бесплатно раздается на профильной конференции. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операции по раздаче журнала?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете стоимость переданных журналов учитывается на счете 91.

При передаче журналов организации следует исчислить НДС.

Признание в расходах стоимости бесплатно розданных журналов может привести к налоговым спорам. 

Обоснование позиции: 

Бухгалтерский учет 

Пункт 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

В п. 5 ПБУ 10/99 указывается, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы, связанные с бесплатной (безвозмездной) раздачей имущества, на наш взгляд, не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности и, следовательно, классифицируются в качестве прочих расходов.

Таким образом, на основании соответствующего первичного документа (например акта о списании) в учете организации списание переданных посетителям журналов может выглядеть следующим образом:

Дебет 91 Кредит 41 (43)

  • признана в качестве прочего расхода стоимость розданных журналов;

Дебет 91 Кредит 68

  • начислен НДС. 

НДС 

Передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров и объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пункт 2 ст. 154 НК РФ устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмездной основе, налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен (смотрите письмо Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-11/70848).

Исходя из п. 1 ст. 105.3 НК РФ можно сделать вывод, что под рыночной ценой понимается цена, примененная в сделке, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этой связи мы полагаем, что если другая часть тиража была реализована лицам, не признаваемым взаимозависимыми с организацией, то цена, установленная в таких сделках, может быть применена и в целях исчисления НДС при бесплатной раздаче журналов.

Так как при безвозмездной передаче журналов факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то налоговая база по НДС определяется в день их отгрузки (передачи) (п. 1 ст. 167 НК РФ).

При этом суммы НДС, предъявленные изготовителем журналов, организация вправе принять к вычету в общеустановленном порядке на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, поскольку нереализованные журналы используются для осуществления операции, подлежащей обложению НДС. 

Налог на прибыль 

По общему правилу в целях налогообложения прибыли стоимость безвозмездно переданных товаров и расходы, которые несет организация при такой передаче, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, из письма Минфина России от 17.10.2016 N 03-03-06/2/60252 прослеживается, что расходы в виде стоимости товаров, бесплатно распространенных в рекламных целях, учитываются для целей исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Такие расходы признаются с учетом положений подп. 28 п. 1 ст. 264, п. 4 ст. 264 НК РФ.

Однако журнал не носит рекламный характер. Поэтому оснований для применения подп. 28 п. 1 ст. 264, п. 4 ст. 264 НК РФ организацией мы не видим.

В этой связи можно предположить, что стоимость бесплатно розданных журналов в целях налогообложения учитываться не будет.

Вместе с тем следует принимать во внимание, что перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения, имеет открытый характер (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Поэтому при условии обоснованности данных расходов формально они могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Косвенно о возможности признания свидетельствуют и разъяснения финансового ведомства.

Так, например, из писем Минфина России от 12.10.2011 N 03-03-06/2/154, от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86, от 31.08.2009 N 03-03-06/1/555 следует, что затраты организации в виде стоимости товаров, передаваемых в рамках маркетинговой акции, проводимой в том числе с целью привлечения потенциальных клиентов, могут учитываться при определении налоговой базы в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако подобную позицию, даже при условии обоснованности рассматриваемых нами расходов, на наш взгляд, с большой долей вероятности придется отстаивать в суде, поскольку глава 25 НК РФ содержит прямую норму, указанную выше и не позволяющую признать расходы в виде стоимости безвозмездно переданных товаров и иные расходы, связанные с такой передачей.

Арбитражную практику применительно к данной ситуации нам обнаружить не удалось. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества 

2 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.