Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Распоряжением собственника муниципального имущества 02.11.2022 муниципальному предприятию в хозяйственное ведение передано имущество, остаточная стоимость которого составляет 0 руб. Как поставить на учет переданное имущество, по какой цене (либо по каким требованиям отобразить стоимость имущества) в соответствии с требованиями Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства"?

Распоряжением собственника муниципального имущества 02.11.2022 муниципальному предприятию в хозяйственное ведение передано имущество, остаточная стоимость которого составляет 0 руб. Как поставить на учет переданное имущество, по какой цене (либо по каким требованиям отобразить стоимость имущества) в соответствии с требованиями Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При получении имущества от собственников организации вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию определяется первоначальная стоимость как справедливая стоимость.
Справедливая стоимость - это оценка, основанная на рыночных данных, это цена, которая была бы получена при продаже актива в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
Привлечение независимых оценщиков для определения величины справедливой стоимости не является обязательным. Организация вправе определить справедливую стоимость самостоятельно.

Обоснование вывода:
Имущество унитарного предприятия формируется в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества (абзац второй п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), пп. 1, 2 ст. 113 ГК РФ). Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).
Уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия может быть сформирован в том числе путем передачи в установленном порядке имущества (ст. 13 Закона N 161-ФЗ). Кроме того, ст. 14 Закона 161-ФЗ допускается увеличение размера уставного фонда, например, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества.
Государственный орган или орган местного самоуправления, уполномоченный на создание унитарного предприятия, может передать ему имущество не только в пределах взноса в уставный фонд, но и сверх него. Для этого публично-правовое образование принимает решение о закреплении имущества за предприятием, представитель собственника публичного имущества и унитарное предприятие подписывают соответствующий договор, имущество передается по акту.
Независимо от того, в пределах взноса в уставный фонд или сверх него, полученное имущество учитывается, как правило, в составе объектов основных средств предприятия. Отсутствие права собственности на него не является препятствием для учета актива в качестве ОС (смотрите Рекомендацию Р-9/2010-КпР "Право собственности как критерий признания и списания основных средств").

Определение первоначальной стоимости имущества, полученного в хозяйственное ведение сверх вклада в уставный фонд

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020), а информации о капитальных вложениях организации - Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 26/2020).
При признании объект основных средств оценивается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости (п. 12 ФСБУ 6/2020).
Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (второе предложение п. 12 ФСБУ 6/2020).
В свою очередь, под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств (п. 5 ФСБУ 26/2020).
В соответствии с п. 9 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. Для целей этого Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений. При этом в целях определения фактических затрат к возникновению (увеличению) обязательств организации приравнивается увеличение капитала организации*(1), в том числе вследствие безвозмездного получения имущества от акционеров, собственников, участников, учредителей организации (в том числе вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию) (абзац второй п. 9 ФСБУ 26/2020).
То есть первоначальная стоимость в размере фактических затрат определяется в том числе в ситуации получения имущества от собственников организации вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию.
При этом фактическими затратами на имущество, которое организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этого имущества (п. 14 ФСБУ 26/2020).
Таким образом, с 01.01.2022 в случае передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию (объекта основных средств) его первоначальная стоимость будет определяться как справедливая стоимость этого объекта.
Отметим, что до 01.01.2022 порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарными предприятиями от учредителей, определен не был.
При этом передача имущества в хозяйственное ведение осуществлялась по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем (письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373)*(2). Из этого же письма следовало, что стоимость принимаемого имущества могла быть взята из технического паспорта на объект.
В частности, на практике в качестве утвержденной учредителем стоимостной оценки унитарным предприятиям рекомендовалось рассматривать остаточную стоимость объекта основных средств, указанную в акте приема-передачи основных средств (если она не была равна нулю). То есть если в акте приема-передачи была указана первоначальная и остаточная стоимость передаваемого имущества, то в такой ситуации стоимость имущества, полученного от собственника сверх уставного фонда, возможно было принять по остаточной стоимости.
А в случае, если МУП доподлинно было известно, что амортизация по переданному имуществу равна его первоначальной стоимости, и остаточная стоимость была равна нулю, то в таком случае организации следовало определять первоначальную стоимость основных средств, полученных от учредителя сверх уставного фонда, как его рыночную стоимость, или возможно было в таком случае взять за основу первоначальную (балансовую) стоимость, указанную в акте, если она существенно не отличалась от рыночной стоимости. То есть прямого запрета на принятие унитарным предприятием к бухгалтерскому учету основных средств по их первоначальной стоимости, указанной в акте приема-передачи, в нормативных актах по бухгалтерскому учету предусмотрено не было. Однако следовало при этом иметь в виду, что такая стоимость могла не соответствовать текущим экономическим реалиям*(3).

Следует ли привлекать независимого оценщика для определения (расчета) справедливой стоимости объекта основных средств

Для целей ФСБУ 6/2020 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (далее - МСФО (IFRS) 13), введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.02.2016, регистрационный N 40940) (п. 15 ФСБУ 6/2020). В свою очередь, в понимании МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - это оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации.
При этом методы и допущения, принятые при определении справедливой стоимости основных средств, включают информацию об использовании наблюдаемых рыночных цен подп. "в" п. 46 ФСБУ 6/2020.
В соответствии с п. 9 МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
Согласно п. 10 МСФО (IFRS) 13 п. В2 описывает общий подход к оценке справедливой стоимости. Цель оценки справедливой стоимости заключается в том, чтобы определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка по продаже актива или передаче обязательства между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях.
Согласно п. 62 МСФО (IFRS) 13 цель использования какого-либо метода оценки заключается в том, чтобы расчетным путем определить цену, по которой обычная сделка по продаже актива или передаче обязательства была бы осуществлена между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях. При этом рыночный подход является одним из трех наиболее широко используемых методов оценки наряду с затратным и доходным подходом. Основные аспекты данных подходов кратко описаны в пунктах В5-B11. Для оценки справедливой стоимости организация должна использовать методы оценки, соответствующие одному или нескольким из данных подходов.
При этом при рыночном подходе используются цены и другая соответствующая информация, основанная на результатах рыночных сделок, связанных с идентичными или сопоставимыми (то есть аналогичными) активами, обязательствами или группой активов и обязательств, такой как бизнес (п. В5 МСФО (IFRS) 13).
В соответствии с п. 61 МСФО (IFRS) 13 организация должна использовать такие методы оценки, которые уместны в данных обстоятельствах и для которых доступны данные, достаточные для оценки справедливой стоимости, и при этом позволяют максимально использовать релевантные наблюдаемые исходные данные и свести к минимуму использование ненаблюдаемых исходных данных.
Далее отметим, что для определения справедливой стоимости также может быть использована рыночная стоимость, определенная оценщиком (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, привлечение независимых оценщиков для определения величины справедливой стоимости не является обязательным. Организация вправе определить справедливую стоимость самостоятельно*(4).
При этом, по нашему мнению, справедливую стоимость основного средства, определенную МУП самостоятельно, следует согласовать с собственником.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника имущества сверх уставного фонда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
- Энциклопедия решений. Учет основных средств, полученных унитарными предприятиями от собственников.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

2 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полагаем, что в данном случае речь может идти как про увеличение уставного капитала (фонда), так и увеличение добавочного капитала, поскольку понятие "капитал", входящее в понятие "пассив", объединяет различные источники формирования имущества, перечисленные в разделе III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса.
*(2) То есть если исходить из логики, представленной в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, то при определении первоначальной стоимости имущества, полученного в хозяйственное ведение сверх вклада в уставный фонд, возможно брать за основу стоимостную оценку, утвержденную учредителем, иначе говоря, применять порядок, аналогичный предусмотренному п. 9 ПБУ 6/01 (действия которого распространялось на отношения до 01.01.2022) для основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации (Рекомендации аудиторским организациям... за 2013 год (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01, письма Минфина России от 24.07.2020 N 07-01-09/64916, от 22.10.2020 N 02-06-10/93294, от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, смотрите также постановление АС Волго-Вятского округа от 18.07.2017 N Ф01-2016/17 по делу N А29-14015/2015). В некоторых случаях Минфином России рекомендовалось использовать порядок, предусмотренный п. 10 ПБУ 6/01 (смотрите письмо Минфина России от 25.07.2019 N 07-01-09/55510) по аналогии с нормами абзаца второго, четвертого п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
*(3) В письме Минфина России от 17.08.2020 N 07-01-09/71839 по вопросу получения имущества в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда была дана ссылка на Рекомендации аудиторским организациям за 2015 год. При поступлении рекомендовано определять разницу между продажной и номинальной стоимостью актива с отражением по кредиту счета 83 "Добавочный капитал". А при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, полученного им сверх размера уставного фонда, рекомендовано списывать его остаточную стоимость при выбытии с переносом с добавочного капитала на счет учета нераспределенной прибыли (84) (смотрите также письма Минфина России от 01.03.2019 N 07-01-09/13410, от 21.05.2020 N 07-01-10/42690).
*(4) Вместе с тем первоначальная стоимость объектов основных средств, сформированная в бухгалтерском учете, может оказывать влияние на налоговые обязательства предприятия по налогу на имущество организаций. В свою очередь, на основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.