Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность АО является непубличным; не выпускает ценные бумаги, допущенные к организованным торгам; не является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанным раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г.; не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй. 100% акций общества находятся в собственности физических лиц (акций в собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования нет). Общество не имеет объем дохода, который определяется в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за предшествовавший отчетному год более 800 млн руб. и не отразило в бухгалтерском балансе по состоянию на конец 2021 года, предшествовавшего отчетному, сумму активов, превышающую 400 млн руб. Число акционеров общества - более 50. Подлежит ли общество обязательному аудиту по итогам работы за 2022 год?

АО является непубличным; не выпускает ценные бумаги, допущенные к организованным торгам; не является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанным раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г.; не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй. 100% акций общества находятся в собственности физических лиц (акций в собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования нет). Общество не имеет объем дохода, который определяется в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за предшествовавший отчетному год более 800 млн руб. и не отразило в бухгалтерском балансе по состоянию на конец 2021 года, предшествовавшего отчетному, сумму активов, превышающую 400 млн руб. Число акционеров общества - более 50.
Подлежит ли общество обязательному аудиту по итогам работы за 2022 год?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В 2023 году для непубличных акционерных обществ с числом акционеров более 50 сохраняется обязанность по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обоснование позиции:
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда*(1), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
4) организаций*(2), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ (далее - Закон N 114-ФЗ) п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ дополнен новым подпунктом 5 следующего содержания: акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. Данная норма вступает в силу с 1 января 2023 года (ч. 3 ст. 7 Закона N 114-ФЗ).
Таким образом, как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, обязательный аудит проводится:
1) в случаях, установленных федеральными законами;
2) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме.
В рассматриваемом случае акционерное общество в перечень организаций, прямо поименованных в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, не входит. Соответственно, обязанность по проведению обязательного аудита может возникнуть у него только в случае, если такая обязанность прямо установлена каким-либо федеральным законом.
В настоящее время абзацем вторым п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) определено, что общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Аналогичная норма содержится в ГК РФ - п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, в соответствии с которым акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Однако вышеупомянутым Законом N 114-ФЗ и Федеральным законом от 16.04.2022 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) в данные нормы внесены изменения, которые также вступают в силу с 1 января 2023 года (ч. 3 ст. 7 Закона N 114-ФЗ, ст. 2 Закона N 99-ФЗ). Согласно данным изменениям абзац второй п. 3 ст. 88 утрачивает силу, при этом ст. 88 дополняется новым пунктом 3.1 следующего содержания: "Публичное общество для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию. Непубличное общество в соответствии с п. 3 ст. 54 настоящего Федерального закона вправе привлечь аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) общества для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае наличия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию". Пункт 5 ст. 67.1 ГК РФ, в свою очередь, с 1 января 2023 года будет иметь следующую редакцию: Публичное акционерное общество, а в случаях, предусмотренных законом, и непубличное акционерное общество для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязаны ежегодно привлекать аудиторскую организацию, которая должна быть независима в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
Таким образом, несмотря на то, что в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ (в редакции, которая будет действовать с 2023 года) упомянуты только акционерные общества, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования, проведение аудита в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности остается обязательным для всех публичных акционерных обществ вне зависимости от их статуса, вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей.
Что касается непубличных акционерных обществ*(3), то, если они не упомянуты в ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ как субъекты, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, обязанность проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности для них сохраняется только в случаях, когда эта обязанность предусмотрена каким-либо иным Федеральным законом нашей страны, (смотрите информационное сообщение Минфина России от 18.04.2022 N ИС-аудит-53):
- Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" (для кредитных непубличных АО);
- законом РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (для страховых АО);
- Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (для АО - микрофинансовых организаций) и др.*(4).
Так, согласно п. 7 ст. 30 Закона N 39-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за три, шесть и девять месяцев отчетного года вместе с аудиторским заключением, если в отношении соответствующей отчетности проведен аудит, раскрывается в порядке и в сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.
Таким образом, если каким-либо нормативным актом Банка России для общества установлена обязанность раскрывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то такая отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением.
В свою очередь, п. 56.6 главы 56 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" определено, что непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:
- годовой отчет непубличного акционерного общества;
- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;
- сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества.
В связи с изложенным считаем, что в 2023 году для непубличных акционерных обществ с числом акционеров более 50 сохраняется обязанность по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Вместе с тем обращаем внимание, что данный вывод является исключительно нашим экспертным мнением. Поскольку речь идет о пока не действующих нормах законодательства, официальных разъяснений нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

20 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
*(2) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
*(3) Обращаем внимание, что ОАО, которые были созданы до 01.09.2014 и которые отвечают признакам публичных акционерных обществ, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (например, если их акции ранее размещались публично среди неопределенного круга лиц), признаются в настоящее время публичными акционерными обществами (несмотря на отсутствие указания на это в наименовании общества), за исключением случаев:
- если они до 01.09.2014 получили в установленном ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную ст. 30 Закона N 39-ФЗ;
- или если они до 01.09.2014 погасили, в том числе в результате конвертации, все акции или конвертируемые в акции ценные бумаги, которые публично размещались или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах (ч. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, п. 1 письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054, в качестве примеров признания ОАО публичным или непубличным акционерным обществом смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 18.07.2018 N Ф06-35456/18, Третьего ААС от 24.05.2017 N 03АП-2092/17, Пятого ААС от 20.02.2017 N 05АП-726/17).
*(4) Смотрите также:
- п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ;
- ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.07.2007 N 139-ФЗ;
- ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.06.2016 N 154-ФЗ;
- ч. 3 ст. 15.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ;
- ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ.